Российским театрам собираются устроить масштабную ревизию — заняться этим пригрозил Общественный совет при министерстве культуры, спохватившийся, что репертуары театров могут не соответствовать Стратегии национальной безопасности.
Все охвачено уже национальной безопасностью — одна вот незакрытая брешь осталась, надо и там поискать. «К нам обратилась группа товарищей о проблемах с репертуарной политикой театров, и мы решили, что эту тему надо поставить на общественное обсуждение, провести общественный совет по вопросу репертуаров театров в части соответствия их недавно утвержденной президентом Стратегии национальной безопасности», — несколько косноязычно объясняет председатель совета Михаил Лермонтов.
Не прямой потомок, если что, но из рода поэта — того Лермонтова в свое время цензура пять раз заставляла переписать «Маскарад», но при жизни ни поставить, ни напечатать пьесу так и не разрешила; а в наши дни глава фонда «Лермонтовское наследие» давно перебрался на сторону цензоров и открыто грозит театрам лишением финансирования за непослушание.
«У нас, — не без пафоса говорит Лермонтов-современный, — есть предметный вопрос — соответствие государственной политике того, что делают наши деятели культуры, причем на деньги государства». Удивительно, с какой безмятежной непосредственностью лоялисты всегда достают в таких случаях манипулятивный аргумент о «государственном счете»; как будто это их деньги, как будто государственный счет, на который живет практически вся культура в стране, не формируется в том числе и из налогов инакомыслящих; они, стало быть, пускай в пропорции, но имеют право на представление своей точки зрения именно что за «деньги государства». Если уж так говорить, то с них было бы справедливо в таком случае и налогов не взимать — но тогда, конечно, в оппозицию людей запишется куда больше, чем в «Народный фронт».
Все начинается как положено — с жалобы «группы товарищей». Как минимум один из этих товарищей известен, это Святослав Рыбас, член общественного совета, писатель и драматург с богатой еще советской биографией и, похоже, ностальгией по старым добрым временам. Как представитель официальной общественности при Минкульте Рыбас недавно, например, присутствовал на собрании в МХАТе, посвященном скандалу вокруг приглашения в театр Ольги Бузовой в частности и обновленной стратегии театра под новым руководством в целом, — и высказывался вполне в духе то ли старого, то ли уже наоборот новейшего времени, настаивая не только на аудите театральных репертуаров и возвращении госконтроля над постановками, но и на законодательном ограждении русской классики от пошлых интерпретаций. Не так давно писатель в «Литературной газете» вступился за Льва Толстого, героев которого современные постановки, по мнению Рыбаса, просто уродуют. Классику «пора защитить решительно и бесповоротно, как сделали в отношении истории Победы», — отрубает автор.