Фото: Alexey Bychkov / Global Look Press

Фото: Alexey Bychkov / Global Look Press

UPDATE. 18 октября 2021 года Нижегородский областной суд признал «Мужское государство экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России.

Движение «Мужское государство», пропагандирующее патрирхат и национализм, в августе атаковало сети суши-баров «Ёбидоёби» за использование в рекламе темнокожих моделей. Серия атак началась с рекламы красноярского филиала сети, в которой снялись три девушки и мужчина-модель родом из Нигерии. Спустя 10 дней после публикации, 24 августа, основатель «Мужского государства» Владислав Поздняков, скрывающийся за пределами России, выложил фото кампании в своем телеграм-канале и призвал подписчиков «делать заказы левые» на сайте сети и оставлять негативные комментарии. Через два дня Поздняков выложил в телеграм-канале личные данные и телефоны совладельца компании и девушек-моделей. Девушки стали получать сообщения с угрозами, в том числе убийством, а сеть столкнулась с потоком массовых заказов без оплаты. После этого «Ёбидоёби» удалила рекламу и извинилась «перед русской нацией».

Затем под аналогичную атаку попали рестораны «Тануки». Но в этой сети угроз не испугались. Напротив, «Тануки» сама организовала кампанию против «Мужского государства» и Владислава Позднякова. «Деньги» поговорили с главой отдела маркетига «Тануки» Станиславом Колосковым о том, как сеть справлялась с атаками и на какой исход она рассчитывает, а также об особенностях рекламных кампаний в России и принципах diversity&inclusion.

Как вы думаете, почему «Мужское государство» вдруг решило атаковать сети японских ресторанов? Когда атаке подверглись «Ёбидоёби», ожидали ли вы, что будете следующими?

— Наши посты — часть нашей маркетинговой политики. Когда мы их выпускали, то, конечно, не думали ни о каких атаках. Тем более потому, что мы в них ничего не пропагандируем.

Что касается причин, то Артемий Лебедев на эту тему уже высказывался [в стриме Russia Today]. Не хочется повторять его дословно. Но суть в том, что когда лидеру «Мужского государства» Позднякову что-то не нравится, он начинает привлекать школьников, чтобы пугать, кошмарить и угрожать. Какая-то связь с японской кухней абсолютно не важна.

Он увидел, что у нас в коммуникационной кампании используются не только лица славянской внешности, но и азиатской, темнокожие и т.д. Это им [сторонникам движения] не понравилось, и своими атаками и угрозами они решили таким образом, по их мнению, «почистить» ненужный контент. Сначала они накинулись на коллег («Ёбидоёби» — прим. ред.), которые, к сожалению… Хотя, опять же, это их бренд и их право удалять контент. Мы уважаем их выбор. Но мы выбрали другой путь и будем стоять дальше на своем.

— Вы понимали, какие могут быть последствия, когда решили не удалять контент?

— Мы принципиально выбрали эту позицию. Мы понимали, что Поздняков будет предпринимать какие-то действия. На следующий день после объявления этой «войны» мы обезопасили свой сайт и все свои ресурсы, и начали достаточно спокойно отбивать их атаки. Хочу отметить, что они были достаточно простые с точки зрения IT-инфраструктуры, их даже школьник может из дома делать. Понятно, что в «обычной жизни» бизнес к этому не готовится. Сначала, когда они только начинали массовые Ddos-атаки, у нас работа немного подтормаживала. Но потом мы всё быстро наладили, и сейчас больше не страдаем.

— Вы уже подсчитали материальный ущерб от атак?

— Я не сказал, что мы понесли существенные потери. Возможно, в первый день мы и теряли какие-то заказы, но неудобств было больше для наших гостей — не работал сайт или приложение. В таком случае гости переключались на другие источники: можно было позвонить в колл-центр или сделать заказ через наших партнеров, например, Яндекс.

Мы сейчас считаем размер ущерба и сможем озвучить его в течение нескольких дней. И это будет один из поводов обратиться в суд для того, чтобы их зафиксировать и создать дополнительный прецедент. Но, ещё раз повторю, что у нас не было крупных сбоев на несколько часов. Если у нас что-то «ложилось», то мы моментально поднимали другой канал, который мог спокойно принимать заказы от гостей.

— Какой был самый неприятный момент во время атак со стороны «Мужского государства»?