Один из самых узнаваемых жестов в истории кино принадлежит ему. Вот этот, большим пальцем по губам. И еще тройная клоунская гримаса — открыть рот, растянуть его в неестественной улыбке, потом вытянуть губы трубочкой. «На последнем дыхании», ошеломительный полнометражный дебют экс-кинокритика Годара, сделал 27-летнего Бельмондо не просто звездой и лицом французской «новой волны» («не понимаю, что имеется в виду», говорил про «волну» сам актер), но сходу дал пропуск в вечность. В берлинском Музее кино есть зал, в котором несколько экранов парят как будто в пустоте, и фрагменты из киноклассики на них кажутся одним бесконечным божественным фильмом. Этот фильм невозможно представить без Бельмондо, без этого жеста и этой гримасы.
Двух французских актеров любили у нас больше всех — его и Алена Делона. Один был холодный красавец с надменной бровью, другой — паяц, пижон, ртуть, «образина»: смешное словечко из русского перевода «На последнем дыхании», которым он обзывает Джин Сиберг, подходило скорее ему; толстые губы, большие зубы, сломанный в боксерской юности нос — Жан-Поль сразу предстал хулиганом, который угонит любую машину и уведет из любой компании лучшую девчонку. Глупо напоминать, что картина Годара была революцией — такой свободы кино как до, так и после достигало нечасто. «Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите город, катитесь к черту!» — говорил Бельмондо, обращаясь прямо к офигевшему зрителю, как будто между ними не было никакого экрана.
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Безумный Пьеро» (1965)
Ему невероятно, сказочно повезло родиться тогда как актеру, и что бы ни играл он потом, главное чудо уже случилось. Снявшись пять лет спустя в безусловно великом, но куда более умозрительном и менее чувственном «Безумном Пьеро», он расстался с Годаром, однако дальше были еще Луи Маль, и Франсуа Трюффо, и Ален Рене, а не только жанровые хиты вроде «Профессионала» — за которые, впрочем, его и любили.
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Профессионал» (1981)
Хотя настоящим «криминальным чтивом» было как раз «На последнем дыхании», кино, сведенное к схеме, жесту, порыву, каким-то базовым свойствам движущихся картинок. Кино как мясо, как секс, как воздух. Такое нельзя придумать, сыграть, можно только прожить — понимая, что все это кто-то придумал уже до тебя. Там не был нужен гений перевоплощения. Там нужен был молодой Бельмондо — как секс, как воздух, как мясо. В тот же год он сыграл у другого титана — у Питера Брука в «Модерато кантабиле», фильме, слишком академичном для буйного 1960-го, но показавшем разрыв между жизнью и жанром ровно тогда, когда Годар сшил их в цельный кусок. Жанна Моро не влюблялась там в Бельмондо, но заводила с ним безнадежную, обреченную связь в попытке вырваться из опостылевшей обыденности, прожить чужую историю с убийством на почве ревности, стать героиней бульварного романа. Жан-Поль — в большом пальто, с бокалом вина в одной руке и сигаретой в другой — казался в этой картине фигурой почти риторической, карикатурно литературной: редкий случай, когда его роль была второй, служебной, в дальнейшем он этого старался избегать. Фактура играла и тут, но видно, как ему было тесно — не то что в подаренной Годаром роли Мишеля Пуакара, который был чистой схемой, росчерком, наброском, но жил и умирал всегда здесь и сейчас.
Жан-Поль Бельмондо и Жанна Моро в фильме «Модерато кантабиле» (1960)
Страшно подумать — этим фильмам уже за 60, Бельмондо прожил 88, большая жизнь. Два официальных брака, еще четыре долгих союза, четверо детей; младшая родилась, когда актеру было 70. Девять десятков фильмов, во многих из которых он был сам себе каскадером. Мы видели его заматеревшим и постаревшим, видели даже самопародию — на пару с Делоном в фильме «Один шанс на двоих», где звезды комично соревновались за роль отца оторвы Ванессы Паради. В жизни, как любили заметить критики, они как будто махнулись ролями: хулиганом в юности был как раз Ален, а Жан-Поль — скорее мажором из культурной семьи (отец — известный скульптор). Иначе говоря, у каждого наверняка есть свой Жан-Поль Бельмондо, но если вы не любите Мишеля Пуакара, не любите море, не любите горы, не любите жизнь, то катитесь к черту!
Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в фильме «На последнем дыхании» (1960)
Что еще почитать:
Долгая жизнь. Фильм «Мужчина и женщина: лучшие годы» дает надежду, что время разрушает не все, по крайней мере не сразу
Сан Диего. Памяти Марадоны, художника вечного барокко
«Чунгкингский экспресс»: на самом деле все мы выросли в Гонконге. Дискуссия «Отдела культуры»
Блестящий актер! Но, мне думается, его наиболее естественное воплощение в фильме "Великолепный"
1973г. режиссера Де Брока. Это изумительная пародия на Яна Флеминга и его "Бондиану". Никто так изощренно не смог бы пародировать Бонда, как это сделал Бельмондо. Мне кажется, серьезные роли
ему не очень удавались. Пусть земля будет пухом...
Можно ещё добавить, что его младшая внучка старше его младшей дочки в 2 раза