Марадона в документальном фильме Азифа Кападиа «Диего Марадона» (2019)

Марадона в документальном фильме Азифа Кападиа «Диего Марадона» (2019)

Девять дней назад в Буэнос-Айресе на 61-м году жизни скончался Диего Армандо Марадона. Еще при жизни он фигурировал в первой тройке величайших игроков в футбол за всю историю, свободно перемещаясь на этом пьедестале вместе с Пеле и Лео Месси в зависимости от того, кто и в какой точке времени и пространства на этот подиум смотрит. Сейчас, когда вселенским флэшмобом идут церемонии памяти Марадоны, все, пусть и ненадолго, готовы согласиться с тем, что он был величайшим футболистом всех времен. Но этот поминальный или уже вечный титул Марадоны мало рассказывает о его месте в истории цивилизации. Величие Пеле и Месси исчерпывается рамками их ремесла. Ни одному из тех, кого принято называть спортсменами, за вычетом Мохаммеда Али и Бобби Фишера (если кому-то угодно считать шахматы разделом спорта, как на этом настаивали советские газеты), не удавалось разнести эти рамки в мелкие щепки.

Человек-мем

Подобно всем великим пленникам романтического мифа о Творце, Марадона превратил свою жизнь в пространство тотального художественного жеста. В этом смысле Марадона находится от Месси, Пеле или Кройфа на том же расстоянии, что и Леннон, Моррисон, Уорхол и, да, Мерилин Монро. В этом ряду Марадона, пожалуй, ближе всех к Монро. Хотя бы внешне. Можно считать досадной заминкой провидения, что в наследии Уорхола нет абриса курчавой головы Марадоны на кричащем фоне. Король поп-арта умер в начале 1987-го, когда король футбола из Аргентины только вышел на пик всемирной славы.

Смерть Марадоне к лицу. Марадона умел широко, ненатужно улыбаться жизни. До последнего вздоха в нем трепыхалась радость, достаточно посмотреть его фото после выхода из больницы, где ему сделали операцию на головном мозге за несколько недель до смерти. Но сейчас, когда Аргентина сбросила траурные одежды и погрузилась в неизбежную свару на поминках – кто виноват в преждевременной смерти гения, в отдалении от Буэнос-Айреса можно твердо констатировать, что вся вторая половина его жизни была исполнена скорее муки, чем радости. Диего, конечно, сильно задержался на этом свете.