Не успев оправиться от пандемии, глобальная экономика уже через два года может столкнуться с новым мировым экономическим кризисом. По своему эффекту он будет сопоставим с рецессией 2008–2009 годов. Таков один из четырех сценариев развития мировой экономики, которые описал ЦБ в «Основных направлениях кредитно-денежной политики на 2022–2024 годы». Два других сценария — «Усиление пандемии» и «Глобальная инфляция» — также не сулят спокойных лет. «Деньги» побеседовали с аналитиками, экономистами и управляющими о том, насколько эти прогнозы рискуют сбыться и как защитить свои сбережения в турбулентное время.
Как видит ситуацию Банк России
Возможность финансового кризиса игнорировать уже нельзя. В период пандемии государства и компании со слабыми финансовыми показателями накопили много долгов: отношение глобального долга к глобальному ВВП выросло на 35 процентных пунктов (п.п.) — до 355%. Это гораздо больше, чем в кризис 2008–2009 годов. Увеличился выпуск и спекулятивного корпоративного долга. Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США обеспокоит инвесторов. Они будут сомневаться, смогут ли вернуть средства из долговых бумаг. В 2023-м стартует массовая распродажа рисковых активов. Закредитованные страны и компании могут оказаться не в состоянии обслуживать свои долги. Цены на нефть упадут до $40 за баррель и поднимутся на $5 лишь к 2024 году. В экономике РФ будет спад на 1,4–2,4%, восстановление будет длительным, рубль ослабнет. Потребление домохозяйств и инвестиционная активность упадут, а кредитование вырастет.
К сценарию глобальной инфляции мир почти подошел. Со стартом вакцинации экономики стран начали восстанавливаться, а трансграничные ограничения и перебои в цепочках поставок сохранились. По некоторым товарам спрос существенно превысил предложение, и цены начали расти. В сценарии глобальной инфляции накопившиеся дисбалансы спроса и предложения сами собой не устранятся. Многие регуляторы, и в первую очередь ФРС США, начнут ужесточать денежно-кредитную политику. Цена на нефть взлетит к $75 за баррель, а потом начнет снижаться. Российская экономика сначала подрастет на 2,3–3,4% в год, затем замедлится до 1,8–2,8%. Инфляционные ожидания вырастут: население будет тратить деньги здесь и сейчас, опасаясь роста цен, и много покупать в кредит. И только к 2024-му ситуация нормализуется.
«Усиление пандемии» предполагает появление новых мутаций вируса, устойчивых к вакцинам. Для мира это будет откат к сценарию 2020 года: стремительное распространение вируса, новые локдауны и ограничения, необходимость сделать новые вакцины. Цены на нефть упадут до $45 за баррель и могут стабилизироваться на $50 только при введении ОПЕК квот на добычу. Спрос на российские экспортные товары упадет. Экономику РФ ждет спад: в 2022 году прирост ВВП будет близким к нулю. Потребление домохозяйств снизится, как и инвестиционная активность.
Базовый сценарий выглядит относительно оптимистично: восстановление экономики продолжится. Средняя цена на нефть в этом году не превысит $65 и постепенно будет снижаться, так как добыча нефти увеличится и за счет расширения квот ОПЕК+, и за счет игроков рынка вне соглашения. Инфляционное давление снизится уже к концу 2021-го, но проинфляционные риски сохранятся. Например, если в экономику будет инвестирована часть Фонда национального благосостояния сверх порогового уровня 7%. С 2022-го экономика России будет расти на 2–3%. Потребительская и инвестиционная активность стабилизируется. Инфляция замедлится до 4% в годовом исчислении