Издательство «МИФ» выпускает книгу «Как делать полезные заметки». Ее автор, писатель и исследователь, специализирующийся в области образования и социальных наук, преподаватель философии образования Зонке Аренс уверен, что его советы, изложенные в книге, помогут в обучении, запоминании, написании заметок, работе над проектами и в развитии мышления.
В основе книги ― система Zettelkasten («Цеттелькастен»), которую создал один из самых продуктивных ученых всех времен Никлас Луман (в его библиографии более 70 книг и 500 статей). Разработанную им систему, утверждает Аренс, часто неправильно понимают и редко хорошо объясняют. Он предлагает способ сделать этот мощный инструмент доступным для всех, кто много читает и хочет это делать с большей пользой.
С разрешения издательства журнал «Будущее» публикует отрывок из главы «Раздельные и взаимосвязанные задачи».
Уделяйте каждой задаче ваше безраздельное внимание
Согласно широко цитируемому исследованию, то, как нас постоянно отвлекают то СМС, то электронная почта, снижает продуктивность примерно на 40% и делает нас глупее, по крайней мере, на 10 баллов IQ. Несмотря на то что это исследование никогда не было опубликовано, не делает никаких заявлений об интеллекте и статистически невалидно, оно, похоже, подтверждает то, во что большинство из нас в любом случае верит, а именно — что, возможно, у нас существует проблема дефицита внимания.
Вероятно, это не видно по содержанию, но сам факт того, что подобное недоразумение смогло распространиться так быстро под заголовками вроде «Электронные письма вредят IQ больше, чем травка» (CNN), это подтверждает. По этому поводу есть и реальные исследования. Мы знаем, например, что просмотр телевизора снижает концентрацию внимания у детей. Мы также знаем, что средняя продолжительность звуковой дорожки на телевидении неуклонно снижалась за последние несколько десятилетий. Во время президентских выборов в США в 1968 году средняя продолжительность звукового сопровождения — то есть любой видеозаписи непрерывного выступления кандидата — все еще составляла немногим более 40 секунд, но в конце 80-х годов этот показатель упал до менее 10 секунд и 7,8 секунды в 2000-м. И последние выборы, конечно, не улучшили эту тенденцию. Трудно сказать, означает ли это, что СМИ приспосабливаются к нашему сокращающемуся объему внимания или же они сами являются причиной этой тенденции.
Райф и Кеммельмайер не только показывают, что развитие этого феномена уходит гораздо дальше в прошлое и впервые появилось в газетах (цитаты политиков сократились почти вдвое в период с 1892 по 1968 год), но также ставят вопрос, можно ли это рассматривать как форму роста профессионализма СМИ, которые не позволяют политикам говорить так, как им захочется. Крейг Ферман указал на иронию того, во что превратилось это довольно детальное исследование, — оно само было урезано до размеров звуковой дорожки в средствах массовой информации.
Но как бы то ни было, очевидно, что мы окружены все большим количеством поводов отвлечься и все меньшим количеством возможностей потренировать продолжительность нашего внимания.