Сюда пришла война. Жилой дом в Харькове. 24 февраля 2022. Фото: Vyacheslav Madiyevskyy / Keystone / Global Look Press

Сюда пришла война. Жилой дом в Харькове. 24 февраля 2022. Фото: Vyacheslav Madiyevskyy / Keystone / Global Look Press

Как выразился на днях в своей публикации один мой маститый коллега, «китайские дипломаты, подобно канатоходцам, пытаются сохранить хорошие отношения с Россией, не уронив престижа своей страны». Одно из следствий этого — де-факто введена жесткая цензура публикаций по украинской тематике в китайских соцсетях и СМИ. Один китайский коллега написал мне в частном письме: «Здесь запрещено публично высказываться против официальной позиции» («it is forbidden to talk publicly against the official stance here»).

Впрочем, при тщательном просмотре публикаций и постов в китайских СМИ и соцсетях можно найти мнения и высказывания, которые, будучи не направлены против официальной позиции, называют признание ДНР и ЛНР де-факто пощечиной Пекину. Ведь он не просто всегда стоял за соблюдение территориальной целостности и суверенитета государств, но и конкретно призывал и призывает Кремль и Путина лично остановить войну, решать проблемы и споры посредством переговоров.

Так или иначе, считаю отслеживание китайской позиции, формулируемой в том числе в публичном пространстве, крайне важным. Ведь Пекин, пожалуй, чуть ли не единственная внешняя сила, которая реально способна остановить войну. Которая ему не нужна, если, конечно, нет некоего «секретного протокола» по Тайваню (мол, под шумок украинской войны Пекин возьмется за «освобождение» острова), на что сейчас намекают некоторые наши конспирологи и китайские «волки-воины».