
Отделение Сбера в Москве. Фото: Александр Сайганов/ Global Look Press
Все началось после поста в ФБ известного блогера Андрея Шипилова, живущего на Кипре.
«Ячейка в Сбере у меня арендована много лет назад: уезжая из России, я думал вернуться через полгода [чтобы забрать содержимое], но так получилось, что больше не вернулся», — рассказал Андрей Шипилов Republic. По его словам, договор на аренду банковской ячейки Сбер заключает на год, потом договор автоматически продлевается.
«Так как цена аренды все время меняется, я подавал запрос, они выставляли счет и я оплачивал. В это раз счет неделю не высылали, затем прислали смс, что "в связи сложностью вашего случая рассмотрение вопроса переносится на неделю" — и так четыре раза. Когда подошел срок оплаты, я позвонил, но меня уверили, что смс от банка являются доказательством того, что проблема на их стороне и мне ничего не грозит. А затем — звонок из Сбера, что из-за неуплаты договор аренды расторгается, ячейка вскрывается и содержимое передается на "спецхранение". Я объяснил ситуацию, после чего позвонили еще раз — с другого номера. На это раз объяснение было другое: в связи с изменением законодательства, мой договор больше ему не соответствует и аннулируется. Но в моем договоре записано, что в случае необходимости внесения в него изменений, меня должны уведомить об этом за два месяца. Объяснил, после чего — снова звонок: у вас договор на две персоны, на вас и жену, а мы больше таких не заключаем. Опять объяснил: и в этом случае они обязаны письменно уведомить меня за два месяца. После этого звонков не было и я начал звонить сам. И всякий раз повторялась одна и та же ситуация: специалист службы поддержки говорит: все в порядке, сейчас вышлю счет. Затем, после паузы: ой, не могу, извините. Причем, ни разу не смогли объяснить причину, только туманно говорили: вот если бы вы были в России, то проблем бы не было», — рассказал Шипилов.
По его словам, банку он сам объяснил, что находится за границей. Неформально, по словам Шипилова, удалось выяснить, что в новых договорах об аренде ячеек в Сбере записано требование личной явки клиента с ключами по требованию банка, а при неявке — ячейка вскрывается. «Но в моем договоре такого пункта нет», — подчеркивает Шипилов.
Версия Сбера
Сбер отреагировал быстро: уже на следующий день после поста блогера, 31 марта, в телеграм-канале Сбера появилось сообщение, озаглавленное: «Не верьте слухам. Все ценности клиентов находятся в сейфовых ячейках в сохранности и в безопасности». Сбер назвал фейком информацию о том, что начал расторгать договоры и вскрывать сейфовые ячейки граждан, уехавших из России, а содержимое описывает и отправляет на специальное хранение. И заверил: «Банк не вскрывает сейфы по действующим договорам аренды, а все договоры аренды сейфов действуют на прежних условиях вне зависимости от местонахождения клиента».
Стоит сразу отметить фразу «по действующим договорам»: в том-то и дело, что в рассматриваемом кейсе договор заканчивался. Как правило, банки заключают договор аренды на год с возможностью автоматического продления.
Корреспондент «Денег» позвонил в колл-центр Сбербанка и задал вопрос: «Что делать, если договор об аренде ячейки истечет раньше, чем я вернусь из-за границы в Россию»?
По словам менеджера Катерины, если договор не предусматривает автоматической пролонгации, нужно будет лично прийти в отделение банка и продлить срок аренды. Впрочем, уточнила она, если есть доверенное лицо с достаточными полномочиями, это можно сделать и через него. При этом, по словам Катерины, задним числом Сбербанк условия аренды ячеек не меняет.
Еще одна клиентка Сбербанка по просьбе Republic позвонила в Сбер с тем же вопросом. Оператор колл-центра сообщил ей, что после окончания срока действия договора об аренде сейфовой ячейки ценности хранятся в ней 20 дней. Затем ячейку вскрывают и ценности из неё переносят в хранилище банка, где они могут находиться «бесконечно долго». По словам оператора, когда владелец придет наконец за своими ценностями, он должен оплатить услуги банка за обслуживание сейфовой ячейки на протяжении только этих 20 дней. После этого ценности будут ему возвращены. Сотрудник Сбера утверждал, что оплатить эти услуги можно и через «Сбербанк-онлайн». Никаких других распоряжений по поводу условий аренды ячеек в Сбере не было, добавил он.
«Это целая система»
«Насколько я понимаю, это далеко не единственный кейс, а целая система. Просто другие пострадавшие не являются публичными персонами, и у них не было возможности вынести это дело в публичное пространство», — написал Шипилов в своем следующем посте после заявления Сбера. По его словам, заявление банка противоречит той информации, которую ему предоставили менеджеры. «Я пообщался неформально с одним из менеджеров и она назвала мне причину, которая будет указана в официальном ответе (который я еще не получил). Формально причина такая. Банк изменил задним числом условия договора и вы должны были явится в банк лично, чтобы акцептовать эти изменения. Поскольку вы не явились, договор расторгается и ячейка вскрывается. Стоит ли говорить, что договором не было предусмотрено никакого одностороннего изменения его условий, ни личной явки клиента. Да и уведомления об изменении мне не направлялось», — пояснил Шипилов Republic.
Можно ли оформить доверенность, чтобы в банк явился представитель владельца ячейки? «Изъятое из ячейки по доверенности не передается. Более того — доверенности из-за границы принимаются с трудом. При этом за вскрытие полагается солидный штраф, но его величина не прописана в договоре. Более того — по моим сведениям из банковской сферы, изъятое отдается на ответственное хранение нотариусу, а это совсем несусветные деньги», — отвечает Шипилов.
То, что доверенности из-за рубежа, даже оформленные в консульстве России, в Сбере принимают с трудом, подтверждает и наш личный опыт.
Когда пришло время перевыпустить карту Сбера, одна из авторов этого текста оформила в консульстве России доверенность, предварительно проконсультировавшись о ее формулировках с менеджерами банка. В консульстве заверили, что доверенность сразу попадает в реестр нотариата, поэтому проверки не требует. Несмотря на это, банк два месяца отказывался выдать представителю автора новую карту, объясняя это то тем, что идет проверка, то тем, что формулировки неправильные. Кстати, на оформление доверенности в консульстве в те времена нужно было записываться за 1–2 месяца, а сейчас, в связи с наплывом желающих, ожидание может растянуться на полгода. При этом доверенность от нотариуса в консульстве обходится примерно вдвое дороже, чем доверенность от местного нотариуса, заверенная апостилем. В результате автор просто приехала в Россию и там оформила новую доверенность, по которой ее представителю выдали карту.
По словам Шипилова, в ячейке у него хранятся конфиденциальные документы и семейные реликвии. «Ценности они не представляют, но нам дороги». На данный момент ситуация такова: на поданное месяц назад письменное обращение в Сбер ответа нет, но обещают дать его до 13 апреля (хотя ответ обязаны дать в недельный срок). Зато есть уведомление, что банковская ячейка будет вскрыта 1 апреля.
Позаботьтесь загодя
Похоже, пока все же о массовом вскрытии банковских ячеек уехавших за границу речи не идет. Однако неприятности могут случиться в случае очередного изменения договора аренды или законодательства — а то и другое сейчас совершенно не исключено.
Между тем, банковские ячейки сейчас арендуют многие из отъезжающих. Кто-то оставляет там документы, необходимые для завершения дел в России, кто-то — семейные ценности, запрещенные к вывозу. В связи с ограничениями на получение наличной валюты, многие сейчас продают свое жилье, обменивая рубли на валюту на «черном рынке», и закладывают деньги в банковскую ячейку, рассчитывая вывезти их в несколько приемов, по 10 тысяч долларов на человека, в соответствии с новыми требованиями.
Что можно посоветовать? Озаботиться оформлением доверенности (желательно — бессрочной или на максимальный срок) на надежного человека еще до отъезда.
Желательно сделать это вместе с банком при оформлении аренды ячейки. Нужно понимать, что этому человеку придется передать и ключи, в его распоряжении будет все содержимое ячейки.
Если вы уже за рубежом, есть смысл озаботиться оформлением доверенности через консульство не дожидаясь срока окончания договора. Желательно, чтобы ваш представитель с доверенностью сходил в банк, например, для доступа к ячейке, также заранее — чтобы банк принял доверенность до «часа икс». В случае отказа банка, у вас будет время обжаловать его решение.
Еще одно напоминание: при обычной аренде ячейки банк не отвечает за ее содержимое. Учитывая неоднократные случаи пропажи из банковских ячеек денег и драгоценностей, лучше заключать договор использования ячейки с услугой ответственного хранения. Да, он будет стоить дороже, скорее всего, придется провести недешевую экспертизу вложения, но в этом случае доступ к ячейке осуществляется только в присутствии работника банка и банк отвечает за пропажу.
Кроме того, перевести за рубеж крупную сумму денег можно через криптовалюту (Republic рассказывал, как это сделать), для безопасности также разбив ее на более мелкие суммы.
Ясно, что в Сбере лучше ячейку не открывать, но не ясно, это в любом банке сейчас так, или это специфика Сбера?
Максимальный срок доверенности 3 года, автоматически не продляется, надо опять идти лично и оформлять. Доверенности в сбере принимают очень неохотно, а если в ней не указан конкретный счёт и номер карты (а как ты его можешь знать заранее???) то карту по генеральной доверенности другому человеку не выдадут. Более того, чтобы отключить оповещение смс о всяких их услугах надо придти в банк лично и написать отказ. А они в течение месяца (!!!!) должны собрать комиссию и решить, будут ли отключать. Нет слов. В последний раз когда я доверенность оформляла она заняла 4 листа, с подробнейшим описанием участка на кладбище (иначе ж не похоронить!!!), карт, квартир и всего прочего. С доверенностями квест, надо быть очень внимательными.
На самом деле законом срок не ограничен, но нотариусы действительно не любят сроки более трёх лет
Храните деньги в сберегательной кассе...