Все началось после поста в ФБ известного блогера Андрея Шипилова, живущего на Кипре.
«Ячейка в Сбере у меня арендована много лет назад: уезжая из России, я думал вернуться через полгода [чтобы забрать содержимое], но так получилось, что больше не вернулся», — рассказал Андрей Шипилов Republic. По его словам, договор на аренду банковской ячейки Сбер заключает на год, потом договор автоматически продлевается.
«Так как цена аренды все время меняется, я подавал запрос, они выставляли счет и я оплачивал. В это раз счет неделю не высылали, затем прислали смс, что "в связи сложностью вашего случая рассмотрение вопроса переносится на неделю" — и так четыре раза. Когда подошел срок оплаты, я позвонил, но меня уверили, что смс от банка являются доказательством того, что проблема на их стороне и мне ничего не грозит. А затем — звонок из Сбера, что из-за неуплаты договор аренды расторгается, ячейка вскрывается и содержимое передается на "спецхранение". Я объяснил ситуацию, после чего позвонили еще раз — с другого номера. На это раз объяснение было другое: в связи с изменением законодательства, мой договор больше ему не соответствует и аннулируется. Но в моем договоре записано, что в случае необходимости внесения в него изменений, меня должны уведомить об этом за два месяца. Объяснил, после чего — снова звонок: у вас договор на две персоны, на вас и жену, а мы больше таких не заключаем. Опять объяснил: и в этом случае они обязаны письменно уведомить меня за два месяца. После этого звонков не было и я начал звонить сам. И всякий раз повторялась одна и та же ситуация: специалист службы поддержки говорит: все в порядке, сейчас вышлю счет. Затем, после паузы: ой, не могу, извините. Причем, ни разу не смогли объяснить причину, только туманно говорили: вот если бы вы были в России, то проблем бы не было», — рассказал Шипилов.
По его словам, банку он сам объяснил, что находится за границей. Неформально, по словам Шипилова, удалось выяснить, что в новых договорах об аренде ячеек в Сбере записано требование личной явки клиента с ключами по требованию банка, а при неявке — ячейка вскрывается. «Но в моем договоре такого пункта нет», — подчеркивает Шипилов.
Версия Сбера
Сбер отреагировал быстро: уже на следующий день после поста блогера, 31 марта, в телеграм-канале Сбера появилось сообщение, озаглавленное: «Не верьте слухам. Все ценности клиентов находятся в сейфовых ячейках в сохранности и в безопасности». Сбер назвал фейком информацию о том, что начал расторгать договоры и вскрывать сейфовые ячейки граждан, уехавших из России, а содержимое описывает и отправляет на специальное хранение. И заверил: «Банк не вскрывает сейфы по действующим договорам аренды, а все договоры аренды сейфов действуют на прежних условиях вне зависимости от местонахождения клиента».
Стоит сразу отметить фразу «по действующим договорам»: в том-то и дело, что в рассматриваемом кейсе договор заканчивался. Как правило, банки заключают договор аренды на год с возможностью автоматического продления.
Корреспондент «Денег» позвонил в колл-центр Сбербанка и задал вопрос: «Что делать, если договор об аренде ячейки истечет раньше, чем я вернусь из-за границы в Россию»?