Ведущие криптовалюты растут в цене. В понедельник, 28 марта, биткоин обновил двухмесячный максимум, поднявшись выше 47 тысяч долларов и приблизившись к рекорду начала года. Объемы торгов тоже растут: все больше инвесторов проявляют интерес к криптовалюте, по мере роста уверенности в ее легализации и в поисках защиты от растущей инфляции. А еще росту биткоина и других криптовалют способствует интерес со стороны российских граждан. Одни из них пытаются заработать на крипторынке в условиях отгораживания внутреннего фондового рынка, другие — наладить с помощью крипты международные денежные переводы.
До ухода с российского рынка платежных систем Visa и MasterCard большинство из нас даже не представляло, как много в нашей жизни зависит от их работы. Покупки в иностранных онлайн-магазинах и оплата сервисов Apple и Google, работа на фрилансе с получением гонораров и зарплаты из-за рубежа или из России при жизни за рубежом, покупка билетов зарубежных авиакомпаний и бронирование отелей по всему миру — и так далее, и так далее. За прошедший с ухода платежных систем месяц, российские граждане прошли несколько этапов классической реакции принятия неизбежного: отрицание, гнев — и теперь находятся, видимо, на этапе торга.
Первоначальный массовый забег к банкоматам сменился массовым же обращением к системам денежных переводов, вроде Western Union (которая тоже ушла с российского рынка 24 марта), получением карт с китайской системой UnionPay, выпускаемых немногими российским банками (которые немедленно взвинтили цены на выпуск карт), составлением сложных схем получения денег в Турции с российских карт «Мир» и турами за картами стран, с которыми работают как российская платежная система, так и зарубежные.
Ни один из этих способов не дает гарантии долговременности решения и удобства пользования. Турция в любой момент может прекратить работу с российской платежной системой, а то и полеты в Россию — хотя и обещает не вводить санкции. Может запретить использование российскими банками своей платежной системы и Китай, который сейчас ведет очень осторожную политику, пытаясь лавировать между Россией и объединившимися западными странами. К тому же, карты системы UnionPay, как многим удалось выяснить опытным путем, принимаются далеко не везде. Что касается использования карт соседних стран, вроде Узбекистана или Казахстана, пользователи берут на себя в этом случае риски чужой банковской системы. Кроме того, попытка оплатить с этих карт сервисы может столкнуться с трудностями.
Как же теперь минимизировать последствия международных финансовых санкций против России, если вам не повезло получать доходы в рублях? Обходные пути российского изобретения появились довольно быстро.