Сергей Чузавков / Keystone Press Agency / Global Look Press

Когда после ужасающих кадров из Бучи США и ЕС обсуждают новые санкции в отношении России, кажется странным говорить о том, что будет с российской экономикой после войны, которую велено называть «спецоперацией». Однако мир в том или ином виде наступает всегда — даже Столетняя война однажды закончилась. Вот и президент Украины говорит, что мирные переговоры нужно продолжать. Так что стоит подумать о том, что мы потеряли навсегда, а что, возможно, еще вернется.

Президент США Джо Байден говорит, что российская экономика разрушена. В магазинах скупают то сахар, то женские прокладки. Однако большинство российских граждан, если судить по опросу ФОМ, полны оптимизма: 33% опрошенных считают, что через полгода-год жизнь в стране улучшится, а в перспективе трех-пяти лет на улучшения надеются уже 49%.

Данные опроса подтверждаются и разговорами со знакомыми, остающимися в России: они, конечно, тревожатся, но их повседневная жизнь пока не слишком изменилась. «Скоро все наладится», — рефреном звучит во многих разговорах. Кто-то надеется, что военные действия закончатся, после чего и санкции снимут, и западные компании вернутся. Кто-то — что Россия сама все сможет произвести или Китай поможет.

По мнению Натальи Зубаревич, специалиста по социально-экономическому развитию российских регионов, большинство обывателей просто еще не ощутили на себе действие санкций: самолеты и поезда пока не потребовали ремонта, товары на складах есть, уходящие из России западные компании еще платят людям зарплаты. И уж тем более мало кто себе представляет всю сложность современных логистических цепочек, где включенность стран, в том числе России, в глобальное разделение труда и производства привела к тому, что нет практически ни одного технически сложного продукта, в котором бы не было хоть одной импортной детали.

Так что же, экономику ждет крах?

Очередь в продуктовый магазин. 1920 год. Фото: wikipedia.org