Соотношение полов в браке (число мужчин : число женщин) различно в различных культурах. У православных и католиков в браке допускается норма (1:1). Некоторые конфессии допускают многоженство: мусульмане (1:4), мормоны (1:¥) (под знаком ¥ подразумеваем отсутствие ограничения). У алеутов, некоторых групп эскимосов и ряда этнографических групп Тибета и Индостана существовала полиандрия (многомужество): (¥:1). У ряда народов отсутствуют какие-либо ограничения (промискуитет), (¥:¥).В последнее время некоторые развитые демократии допускают соотношения (2:0) и (0:2). Естественное соотношение полов близко к (1:1). К каким политическим и экономическим последствия ведет то или иное соотношение полов в браке? Почему возникает и укореняется то или иное соотношение полов? Отклонение соотношения полов в браке от естественной нормы (1:1) порождает дефицит представителей одного пола и избыток представителей противоположного. Представитель "дефицитного" пола обретает свою рыночную стоимость и становится товаром. Представитель "избыточного" пола оказываются ресурсом, не имеющим цену, и становится покупателем. Запрет на трансакции на рынке брака ведет к формированию черного рынка. Рыночная цена у тюркских народов приобретает форму калыма – выкупа, уплачиваемого женихом родителям невесты. Ограничивается доступ других лиц к пользованию товаром – возникают паранджа, евнухи и гарем, не распространенные в христианском мире (хотя и тут были свои нюансы – например, "пояс невинности"). Превращение в товар сопровождается возникновением его атрибутов – цены (калым), упаковки (паранджа), и места хранения товара (гарем). Товар переходит по наследству. У карачаевцев был распространен левират или деверство (брак вдовы с братом покойного мужа): после смерти мужа вдова оставалась в семье умершего мужа, поскольку за нее был заплачен калым, и выходила замуж за деверя – неженатого брата мужа или его родственника. Наконец, в Афганистане существовало право на уничтожение товара: за измену муж может ее застрелить, вместе с любовником. Во время войн (особенно захватнических) редким ресурсом становятся мужчины, обретающие черты товара, хотя и не в столь ярко выраженной форме, к тому же, как правило, совпадающего с продавцом. Возникает приданое, выплачиваемое родителями невесты жениху. Аналогичное влияние могли оказывать дуэли (во Франции на дуэлях гибло дворян больше, чем на войне). В мусульманских странах размер калыма во время войн мог снижаться как в результате падения спроса из-за выбытия с рынка покупателей, так и благодаря росту предложения в силу притока женщин-трофеев. Пусть предложение однородно. Если структура брака (1:4), то на рынке преимущество получают лица, располагающие властью и богатством. Низам социальной пирамиды достаются крохи "со стола" сильных мира сего, что ведет к возрастающему нарушению социального равновесия. Потомство преуспевающих растет с темпом большим, нежели потомство бедных. Но кто же будет работать? Немедленно возникает необходимость в притоке женщин извне – или мирно, через торговлю, или силой оружия. Опять-таки покупать женщин будут богатые. Структура (1:4) способствует агрессивности общества, эту структуру применяющего. Откажемся от однородности предложения. Если сильным достаются лучшие женщины, то улучшаются воины и ухудшаются работники. Эти общества имеют военные преимущества перед моногамными соседями, но в хозяйственной деятельности они при прочих равных условиях будут этим соседям уступать. Итак, структура брака ориентирует людей не на брак, а на войну. Общества, для которых война менее выгодна, чем мир, будут скорее придерживаться структуры брака (1:1), ибо эта структура способствует социальному равновесию. Требование к стабилизации общества, в частности, в результате сохранения власти в руках определенных страт, ведет к формированию в этих обществах ограничений на институт брака – запрещается перемешивание в браке представителей различных страт. Представитель "высшего света" ограничен в выборе спутника жизни своим кругом. Заметим, что институт брака мог способствовать социальному расслоению: поскольку сильные имеют преимущество в выборе партнера, то "порода" сильных улучшается и физическое расслоение закрепляет социальное – что важно на первом этапе формирования социальной структуры. Видимо, определенную роль играла и обратная связь – в постоянно воюющем обществе сокращение числа мужчин компенсировалось изменением соотношения полов в браке – в сторону роста числа женщин. Но в периоды мира закрепившееся неравенство вновь требовало войны. Дети богатых и сильных, в избытке возникающие в мусульманском обществе, могли направлять свою активность или на войну, или на торговлю. Отсюда – одна из причин активизации купеческой торговли во времена Магриба. Возможно предположить, что неравновесная структура брака препятствует становлению демократии. Понятно, что женщины как товар исключаются из гражданского общества.