Андрей Мовчан

Андрей Мовчан

Фото предоставлено Андреем Мовчаном

Кажется, за два прошедших месяца с начала «спецоперации» в Украине не прошло ни одного дня, чтобы правительства западных стран или частные компании не объявляли о каких-то новых санкциях или прекращении деятельности в России. И это далеко не конец. При этом санкции носят отложенный эффект — россияне в массе своей еще не чувствуют их губительной силы. О том, адекватно ли правительство России реагирует на эти меры, сможет ли страна выдержать их пресс и увидит ли новое поколение россиян Россию без санкций, в интервью Republic рассуждает основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group, финансист Андрей Мовчан.

«Все эти меры господдержки — косметика на трупе развитой экономики»

— Как вы оцениваете меры поддержки бизнеса и населения со стороны российского правительства?

Нужно говорить не о мерах поддержки, а о ситуации в целом. Труп сколько ни лечи, он все равно остается трупом. Проблема российской экономики не в санкциях как таковых, а в ее неконкурентоспособности. В российской экономике исторически очень высокие риски и издержки. Экономика насквозь коррумпированная, слабо защищена частная собственность и предпринимательство, постоянно меняются законы. А сейчас к этому добавляются еще и запредельно высокая стоимость финансирования, отсутствие инвестиций и резкое падение спроса в связи с падением доходов населения.

В условиях такой экономики помощью для бизнеса со стороны власти могла бы быть организация более справедливых, более защищенных отношений с бизнесом и снижение стоимости финансирования. Правда даже это поможет лишь при условии прекращения так называемой «спецоперации» и достижении хоть какого-то согласия с развитыми странами. Но ничего из этого сделать невозможно в стране, в которой мифические геополитические цели превалируют, а попытки их реализации ведут к жесткому конфликту со всем развитым миром.

Если на уровне федерального решения в России можно украсть самолет у иностранных лизингодателей или разрешить использовать ворованный софт или смотреть ворованное кино, вы никаким образом не сможете защитить внутренний рынок от такого же воровства друг у друга. Если вы останавливаете движение валюты и вместо ее свободного движения фактически конфискуете валютные вклады, разрешая людям взять только 10 тысяч долларов, то вы никогда не сможете убедить вкладчиков, что инвестиции в России могут быть надежными. Люди будут прятать деньги вместо инвестиций — выводить черными схемами вместо вложений в бизнес. Мы видим, что высокий процент вкладов моментально ушел из банков. Люди боятся. Я уже не говорю о сотнях тысяч тех, кто покидает Россию — многие из них могли быть инвесторами, многие — профессионалы, которые создавали бы добавленную стоимость этим инвестициям. Теперь это приобретают «недружественные» страны.

Совещание в правительстве РФ

Government.ru

Вложение в бизнес — это еще более опасная вещь, чем вклады в банки. Поэтому, конечно, сейчас нельзя ждать никаких инвестиций и расширения от частного бизнеса. Но не стоит ждать эффективных инвестиций и от государства, и от «придворных» бизнесменов. Если у вас есть разрыв в цепочках импорта, в логистике, то у вас появится разрыв в производстве. Как бы вы ни пытались помогать, конечного продукта не будет, а значит, не будет и нормальных зарплат его производителей. Не будет зарплат — не будет спроса. Без спроса невозможно создать новый бизнес, невозможно расширять старый. Никто не пойдет делать выпавшие из-за разрывов импортные комплектующие, потому что непонятен конечный спрос. А если пойдет, то в условиях невозможности купить оборудование скорее всего эти комплектующие будут плохими и дорогими. Это значит резкое удорожание товаров на фоне падающего спроса — бессмысленное дело.

Сегодня бизнесу отказаться от развития в России разумно в 99% случаев. И заменить этот бизнес госорганизациями, которые будут принудительно инвестировать, параллельно воруя и работая неэффективно, невозможно. Мы уже видели, как все подобные замены привели к тому, что все украли и никто ничего не сделал.

Так что, резюмируя ответ на ваш вопрос: все эти меры господдержки — косметика на трупе развитой экономики. Может, смотрится симпатично, но это не поможет ей ожить.