Diego Herrera/ Xinhua/ Global Look Press
Во время бомбардировок украинских городов люди находят прибежища на станциях метро или в полузаброшенных бомбоубежищах советских времен. Фотографии прячущихся там стариков, женщин и детей и бои вокруг Чернобыльской АЭС заставили многих европейцев и американцев пересмотреть свое отношение к системе гражданской обороны, созданной в эпоху холодной войны.
Первые бомбоубежища в Европе появились практически одновременно с бомбардировщиками. Массово их начали создавать во время Второй мировой войны. А когда между социалистическим лагерем и странами Запада опустился железный занавес, строительство убежищ вышло на новый уровень.
Правительства вкладывали колоссальные по тем временам ресурсы в сооружения наподобие военного штаба центрального правительства Соединенного королевства в Уилтшире. Взрывобезопасный и самодостаточный комплекс мог вместить до 4 тысяч человек в полной изоляции от внешнего мира на срок до трех месяцев. Подземный комплекс был оборудован всем необходимым: от больниц, столовых, кухонь и прачечных до жилых и складских помещений и офисов. В нем было подземное озеро, студия для вещания ВВС и библиотека.
Одновременно с развитием ядерного и водородного оружия развивалась сеть бомбоубежищ и бункеров для населения Европы и Соединенных Штатов Америки. Пик строительства пришелся на вторую половину 50-х годов прошлого столетия, когда прошли испытания водородной бомбы, в 1000 раз превышающей мощность атомной бомбы, сброшенной в 1945 году на японский город Хиросиму. В 1961 году Советский Союз произвел испытания на Новой Земле Царь-бомбы, в четыре раза превышающей мощность американского аналога. А в 1962 году разразился Карибский кризис. После его мирного разрешения строительство новых бункеров и бомбоубежищ в мире постепенно пошло на спад. Но были и исключения.