
Канг Кек Иеу, 3 февраля 2012 года
Wikipedia.org / Extraordinary Chambers in the Courts of Cambodia
За день до освобождения Франсуа Бизо разрешили устроить небольшую прощальную вечеринку для товарищей по заключению. Вместе с надзирателем француз отправился в одну из соседних деревень. Там они купили несколько десятков куриц, из которых потом сварили суп. За роскошной трапезой закованные в кандалы сокамерники попросили Бизо об одном — чтобы тот не забывал их.
Спустя 38 лет Франсуа поднялся за кафедру и объяснил, что хочет дать показания по делу начальника камбоджийской тюрьмы, где провел три месяца, не только от своего лица, но и от лица тысяч людей, которые — в отличие от него — навсегда сгинули в джунглях.
Хрупкий пожилой мужчина на скамье подсудимых сам по себе не внушал страха и казался скорее жалким, чем грозным. Тем не менее его вина в организации геноцида и массовых убийствах не вызывала сомнений. Процесс над ним, начавшийся в апреле 2009 года в Пномпене, касался не только одного преступника и его конкретных действий, но и человеческой природы в целом.
В 1970-х Канг Кек Иеу по прозвищу Товарищ Дуч (Дуть, Дач) специализировался на допросе заключенных, которых красные кхмеры считали предателями «правильной» идеологии или шпионами. Сначала он руководил небольшим тюремным лагерем М-13, где содержался и Бизо. Затем — тюрьмой Туольсленг в столице Камбоджи, где с 1975-го по 1979-й погибли больше 18 тысяч человек. Самого Дуча обвинили в убийстве 12 273 узников.
Юристы, психиатры и антропологи долгое время пытались разобраться, что подтолкнуло Иеу и тысячи других участников радикального коммунистического движения к жестоким расправам и массовому уничтожению. От перечисления личных характеристик обвиняемого суд — в том числе и благодаря показаниям Франсуа Бизо — естественным образом перешел к рассуждениям о том, почему некоторые люди творят подобное зло.
Темы, которые занимали философов со времен процессов над нацистскими преступниками, получили новое развитие. Сторонники предложенной Ханной Арендт концепции банальности зла дискутировали с теми, кто считал Товарища Дуча и его подручных бесчеловечными монстрами.
Адвокат обвиняемого Франсуа Ру построил защиту на том, что его клиент был одновременно участником и жертвой режима. Попав в структуру, основанную на паранойе и насилии, Дуч якобы оказался практически обречен совершить то, в чем его обвиняли. Теперь убийца раскаялся, сотрудничал со следствием и рассказал семьям жертв все, что знал о судьбах их родных. Интерпретируя зло как социальный феномен, Ру уверял, что Дуч исправился, и призывал суд интегрировать его обратно в общество.
Показания Бизо лишь подчеркнули, что на кону стоит нечто большее, чем определение степени вины одного человека в преступлениях режима.
«Я не могу избавиться от ощущения, что то, что преступления, которые совершил он, могли бы совершить многие другие, — заключил свидетель. — В основании моей трагедии лежит осознание неоднозначных характеристик, из которых формируется наша человечность».
Больше всего в показаниях Бизо удивила эмпатия, которую он проявил к своему бывшему надзирателю. Француз согласился, что простить Дуча за совершенные им злодеяния невозможно, но отметил, что было бы неправильно демонизировать подсудимого. Важно признать в нем не существо из другого измерения, а представителя того же вида, что и жертвы с обвинителями. Признать даже не банальность, как призывала Арендт относительно Адольфа Эйхмана, а его человечность.
Канг Кек Иеу, также известный как Дуч, в последний день апелляционного слушания в Палате Верховного суда по делу 001, 30 марта 2011 года
Wikipedia.org / Extraordinary Chambers in the Courts of Cambodia
Василий, большое спасибо.
Т.е. Вы думаете, что узники концлагерей, такие как Примо Леви, считали себя вполне способными, оказавшись на месте своих надзирателей, повторить их судьбу?
Думаю, не все так считали. Все-таки подобное рассуждение в значительной степени подразумевает способность абстрагироваться от самого себя. Примо Леви и Франсуа Бизо с их гуманистическими установками, ценностной иерархией, сложившейся системой взглядов и пережитыми потрясениями, конечно, не стали бы массовыми убийцами и садистами-надзирателями. Если бы их судьба сложилась по-другому, а их взгляды сформировались под влиянием других идей, это было бы вполне возможно. Правда, тогда нужно иметь в виду, что это были бы не совсем те же самые люди. Вернее, те же самые, просто на определенном этапе становления личности они пошли бы по другому пути, который мог бы привести их в тюрьмы и лагеря в противоположном качестве. В этом плане Бизо тоже отличается от Арендт, которая объясняет преданность исполнителей нацистскому режиму услужливостью и исполнительностью. Бизо же как раз говорит о сознательной поддержке идеологии - как, например, в случае Дуча или радикальных коммунистов, с которыми он сталкивался во Франции. То есть это не пустые и "банальные" люди, которые выполняли бы любые служебные обязанности, просто потому что им так приказали, а искренние сторонники, которых траектория интеллектуального становления привела к участию в геноциде. И вот от таких поворотов не застрахованы даже адекватные, умные и вроде бы человечные.
Когда несколько лет назад я смотрел на жуткие экспонаты в бывшей школе,ставшей тюрьмой в Пномпене во времена Полпота ,я с ужасом думал,» а не произойдет ли это когда нибудь у меня дома…»
Отличный материал, как всегда. Мне довелось побывать в Туольсленг и встречаться с одним из выживших в ней заключённых, даже сохранилась книга с его автографом. Про это действительно нужно больше читать. И смотреть. И не думать, что «ну это там, у них». Я проехал на вело от Ханоя до Ангкор-Вата. Кхмеры - замечательные, уравновешенные, мягкие, усердно работающие, исключительно приятные в общении люди. И вот даже у них «такое» может быть. Так что нам уж, увы, не зарекаться :(
Василий, большое спасибо! Очень интересно.
- Знаешь, чем мне нравится Находчивый? - сказал Король, прохаживаясь по кабинету.
- Тем, что у него есть совесть.
- С каких это пор? - спросила Королева несколько удивленно.
- Ты ничего не понимаешь, - сказал Король, останавливаясь посреди кабинета.
- Когда даешь кролику деликатное поручение, не смертельная доза
совести бывает очень полезна.
.
Фазиль Искандер. Кролики и удавы
то, про что нужно сейчас читать. Спасибо!
Спасибо за хороший материал!
Спасибо за хороший материал!