Кристина Роппельт

Кристина Роппельт

Фото из личного архива

Уже можно с уверенностью говорить, что «релокация» станет одним из самых популярных слов этого года. Если раньше его — переезд в другую страну по работе с помощью работодателя — чаще всего ассоциировали с айтишниками, то теперь, такое ощущение, релоцируются (нет, не эмигрируют) вообще все. С переменным успехом.

Мы подробно обсудили этот феномен с Кристиной Роппельт, консультантом по межкультурной коммуникации и soft skills, синхронным переводчиком и основателем Агентства международного сотрудничества. Кристина поделилась бесценными лайфхаками и инсайтами о правилах межкультурной коммуникации, наблюдениями о «токсичности» российских соискателей, а также посоветовала, на что следует обратить внимание и какие навыки «прокачать» при подготовке к собеседованию в международную компанию.

Как вы считаете, каковы сегодня шансы релокации для гуманитариев — журналистов, пиарщиков, переводчиков? В чем специфика подготовки к переезду для этих профессионалов? Есть ли удачные кейсы в вашем портфолио?

— Начну с небольшого дисклеймера. У некоторых моих клиентов или обращающихся ко мне за помощью друзей есть такое представление — на мой взгляд, не совсем корректное — о том, что релокация означает полный разрыв со страной. Ты собрал все вещи, попрощался с родными и близкими, помахал белым платочком и всё, уехал навсегда. Из того, что я наблюдаю последние 4 месяца, из того, что я видела на волне 2014 года, всё далеко не так однозначно обрубаемо, как кажется. Поэтому стоит развенчать некоторые страхи, легенды и мифы о релокации, немного снизить градус пафоса и драматизма.

Сейчас можно сохранить работу в России, продолжать работать хотя бы какое-то время на российский/русскоговорящий рынок, даже уехав в другую страну. Многие мои коллеги, чья работа связана с офлайн-конференциями, продолжают появляться в России. Кто-то осознанно решает жить на две-три страны. В этом случае мы говорим о людях, для которых приемлемо с точки зрения убеждений платить какую-то часть налогов в России. Или о тех, кто, будучи налоговыми нерезидентами, то есть находясь за пределами РФ более 180 дней, решают сохранить часть своего портфолио в России. Это люди, которые гибко подходят к этому вопросу, не сжигают все мосты.

Раскрою секрет Полишинеля — очень часто страна, куда релоцируется человек, становится временной, буферной страной (Грузия, Армения, Турция), после чего он едет куда-то дальше. Вряд ли у многих получится, пересекая границу в Шереметьево, порвать в один момент эту пуповину.

Но — вернемся к вопросу о гуманитариях.