
Палех. Из Альбома «Сын России». Художники: Олег Ан, Борис и Калерия Кукулиевы. 1982 год, издательство «Молодая гвардия».. К тексту эта фотография почти не имеет отношения, но зато показывает разнообразие трансформаций, которые претерпевала идея Русского Бога
…Чтоб с трепетом сказать иноплеменник мог:
«Язы́ки, ведайте: велик Российский Бог!»
(Из трагедии Владислава Озерова «Димитрий Донской» (1807))
***
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он Русский Бог.
Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он Русский Бог.
(из стихотворения П.А. Вяземского «Русский Бог» (1828))
Русский Бог — именно так, с обеих заглавных букв, писали это словосочетание до революции, потом, после революции, все заглавные буквы заменяли на прописные, а сейчас, когда снова вернулась мода на эту идиому, стали писать совсем уж нелепо — русский Бог.
История идиомы, ставшей символом русского патриотического духа, величия русского государства и его военного торжества, а так же, разумеется, его мессианской избранности, очень непростая и крайне любопытная. Что и не удивительно, в конце концов, речь идет о базовых понятиях — Боге и России, об их сопряжении и столкновении.
А начинается все со святого Николая. Напомним, что в России, особенно в народе, он почитался выше других святых, практически вровень с Богородицей и Христом, оттого иностранцы, путаясь, часто его и называли «Русским Богом Николой». Именно в этом значении словосочетание Русский Бог и появляется в разных произведениях XV-XVII веков. То половецкого пленника, отпущенного киевлянином под поруку святого Николая с обещанием выплатить выкуп, строго отчитывают родственники: «Кто тако безуменъ якоже ты? …великъ есть б о г ъ р у с с к i й и дивна чюдеса творить» ( «Чуде святого Николы о половчине»), то тонущий татарин взывает к Николе: «Русский Бог Миколка, спаси нас!». Или, например, в «Летописи московской» Мартина Бера 1612 г. говорится о некоем австрийце (Генрихе Канельсене), который «в правление Бориса Годунова приехал в Москву… перекрестился, отрекся от своего Бога, которого из детства исповедовал… и поклонился Русскому Богу Николаю. Б.А. Успенский, который подробно разбирает культ святого Николая в блестящей книге »Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)«, кроме вышеперечисленных приводит и очень любопытный пример из немецкой сатиры на Ивана Грозного (1571 г.):
Он совершенно одержим дьяволом
И совершенно позабыл своего бога Николая,
Он такой ужасный тиран,
Что это невозможно выразить.
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С.Пушкин
"В 1914 году государственный секретарь Шишков..." -
исправьте, пожалуйста, глаз царапает. 1814.
Ещё бы про японского бога, или хотя бы городового.
Спасибо за совет. Обязательно напишем...
Легенда о восклицании Мамая насчёт величия Русского Бога имеет то же самое происхождение, что и пропагандистские тексты в российских СМИ на тему "Болгары восхитились ..." :-)!
А перед самой кончиной, как повествует "Задонщина", Мамаю разъяснили действительную причину его неудач безо всякой мистики, суеверий и пиетета к "Русскому Богу" и его подопечным: "Ведь побила теперь тебя ОРДА ЗАЛЕССКАЯ" :-)!
.
И, конечно, рассказывая о поэтическом бытии "Русского Бога", нельзя не упомянуть отмеченного печатью Антихриста (тоже "Владимир Владимирович"!) русского советского поэта Маяковского, чей лирический герой и двойник, собственно, этого бога и прикончил, подвергнув предварительно острой и нелицеприятной критике:
.
"Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища
Достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты! Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
Отсюда до Аляски!"
(В. В. Маяковский, "Облако в штанах")
.
:-)
Я даже сочинил стих помню, в интернет баталиях
Типа издевательство над злободневностью и хренью, которой загадили телеэфир.
Название не придумал.
ДОСААФа взносы оскудели,
Парашюты сброшены в кусты.
Раньше в биатлон играть не смели,
А взрывали дамбы и мосты.
На закате группа из танкистов
Уезжает в дивный новый мир.
Сколько стоит Родина чекистов -
Бесконечный сумрачный эфир.
Войск Космических ряды пополнить,
Написать на бомбах "На Берлин"!
И последний свой приказ исполнить
Завещал с экрана бригадир.
По-моему, душевно.
Да, стихотворение классное, на злобу дня.
Так это он вроде настоящего бога христианского так, в фарватере борьбы против опиума для народа и за научный коммунизм. Типа таким прогрессистом прикидывается
А там вроде как скорее про русский дух и восхваление русской сущности, а не бога, было
Но стих все равно хороший
Я люблю такой стиль, хоть и не коммунист
Пафосно-праздничный
Ну, вроде, Бог-то у русских один (был), они же не язычники, не многобожцы. Правда, Бог в то же самое время "триедин", поэтому не совсем понятно, за какой именно из его ипостасей Маяковский гонялся с сапожным ножиком. Но, даже если это была апокрифическая четвертая ипостась ("Русский Бог"), то речь идёт все же об одной и той же сущности. Впрочем, исходя из контекста ("всесильный божище", "пропахшего ладаном"), можно сделать предположение, что это был скорее всего ветхозаветный Бог отец.
"Облако в штанах" еще дореволюционное
если бы я был поэтом, то тоже такую бы хрень, в таком стиле, писал
а не унылое г-но про природу
Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы —
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
О, вестник мракобесия на репаблике ожил после странной паузы
Блестяще!
Шикарное стихотворение Вяземского, отдельное спасибо
"Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он Русский Бог."
Хммм..... Разве это не в стиле "Путешествия из Петербурга в Москву" по смыслу? Типа наоборот, не восхваление духа, а констатация убогости бытия?
Собственно в тексте статьи есть ответ на ваш вопрос: "Собственно, стихотворение Вяземского, процитированное в эпиграфе, стало одним из самых ярких выражений подобного ироничного отношения к мессианско-государственническому пафосу".
типа издевательство над модным в то время словосочетанием..
Господи, убожество какое... Но отдельные казаны в пекле в изобилии для вечного истяжания конченных душ