Издательство «Новое литературное обозрение» в серии «Культура повседневности» опубликовало исследование историка Дэвида Винсента «История одиночества».

В период с XVIII по XXI век отношение к одиночеству менялось не раз: в нем видели то источник блаженства и самопознания, то опасную патологию, а в последние десятилетия в некоторых странах стали с тревогой говорить о наступившей «эпидемии одиночества». Чтобы понять исторические предпосылки данного социального феномена, автор предлагает взглянуть на него с культурной и социологической точек зрения. Что такое одиночество и чем оно отличается от уединения? Как церковные и государственные институты пытались взять его под свой контроль? Какую роль в формировании новых представлений об одиночестве сыграли секуляризация общества и урбанизация?

Книга знакомит с историей многих мест и практик добровольного и вынужденного уединения — от монастырей до одиночных камер, от кругосветных плаваний в одиночку до замкнутых «пузырей», в которые сегодня погружают человека смартфоны и наушники.

Впервые одиночество было признано современной проблемой во время войны с Гитлером. В долгий период между Дюнкеркской операцией и высадкой в Нормандии тыл считался критически важным для обороны страны. Впервые в условиях либеральной демократии правительство стало систематически интересоваться тем, какой ощущают свою жизнь простые люди. Когда-то было достаточно того, что они подчиняются законам, соблюдают основные постулаты христианства и производят на свет следующие поколения дисциплинированных рабочих, — теперь же было важно иметь представление о том, что условно называлось их «моралью». Опасение состояло в том, что ранние военные поражения в сочетании с бомбардировкой населенных пунктов и нормированным распределением товаров первой необходимости подорвут волю к сопротивлению. Особую озабоченность вызывали умонастроения женщин на фоне вызванной войной социальной дезорганизации. Поскольку их мужья были призваны в армию, а дети эвакуированы, существовала опасность того, что они охладеют к национальной борьбе, что подорвет дисциплину в войсках и уменьшит их вклад в экономику военного времени.