Уничтоженный российский танк в Украине

Уничтоженный российский танк в Украине

Sergei Chuzavkov/Keystone Press Agency/Global Look Press

Заявленные референдумы на Донбассе и новые уголовные статьи, осложняющие жизнь военным, призваны сделать «самомобилизацию» добровольно-принудительной, говорится в ежедневной сводке американского Института изучения войны (ISW). Эксперты не видят признаков массовой мобилизации и сомневаются, что такими методами удастся радикально увеличить российскую армию.

Путин и его советники, видимо, осознали, что нынешних российских войск недостаточно для завоевания Украины, а добровольная мобилизация идет вяло. Поэтому Кремль создает новые условия для формирования армии, не прибегая к всеобщей мобилизации, но меняя баланс кнута и пряника. В этом смысле референдумы больше похожи на пропагандистский шаг, считают военные эксперты. Это «пряник» для потенциальных рекрутов, которые должны понять, что с вхождением ДНР, ЛНР и других оккупированных территорий в состав РФ речь уже идет о защите «русского мира» и части своей страны.

Одновременно создается более мощный «кнут» в виде новых уголовных статей, которые серьезно затрудняют увольнение с военной службы тем, кто не хочет воевать, ужесточают наказание за дезертирство, сдачу в плен и невыполнение приказов. В совокупности эти меры сделают «самомобилизацию» в России добровольно-принудительной. При этом аналитики Института сомневаются, что такими методами удастся радикально увеличить российскую армию.

В ISW не видят никаких признаков скорого изменения российских практик призыва на военную службу, о масштабной мобилизации сейчас вряд ли идет речь. По оценкам аналитиков, поправки, которые вводят в Уголовный кодекс понятия «мобилизация», «военное время» и «военное положение», касаются скорее формирования добровольческих подразделений. Однако силы, сформированные из таких добровольцев, если и появятся, будут небольшими и плохо обученными. С другой стороны, Минобороны в случае введения определенного режима сможет открыто использовать призывников в военных действиях.

«Путин, вероятно, надеется, что активизация "самомобилизации" и давление на российских военных позволят ему захватить остальную часть Донецкой области и защитить оккупированные Россией части Луганской, Херсонской и Запорожской областей. Он ошибается. У Путина нет ни времени, ни ресурсов, необходимых для создания эффективной боевой мощи. Путин, скорее всего, подождет, чтобы увидеть, увенчаются ли эти усилия успехом, прежде чем продолжит эскалацию или свалит вину на других. Его наиболее вероятным козлом отпущения является министр обороны Сергей Шойгу», — отмечают военные эксперты.

Ранее Пентагон назвал референдумы на Донбассе операцией для отвлечения внимания от тяжелого положения российской армии в Украине и успешного контрнаступления ВСУ. США референдумы не признают и продолжат поставлять оружие Украине, как и прежде.

20 сентября власти самопровозглашенных ⁠Луганской ⁠и Донецкой народных республик, Херсонской и Запорожской областей приняли решение провести с 23 ⁠по 27 сентября референдумы ⁠о присоединении к России. По неофициальным данным, Владимир Путин планировал вечером 20 сентября выступить с обращением по поводу референдумов, общественность ожидала, что он может также объявить военное положение и мобилизацию. Но обращения не последовало — его ждут 21 сентября.

В то же время Госдума накануне в срочном порядке приняла поправки в Уголовный кодекс и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которым вводятся понятия ⁠ «мобилизация», «военное положение» и «военное время». В списке отягчающих обстоятельств появилось совершение преступления «в период мобилизации или военного положения, в военное время» (статья 63 УК РФ).

Ужесточается наказание за самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения (статья 337 УК) — до 10 лет. В УК РФ добавили статьи «Добровольная сдача в плен» (статья 352.1, до 10 лет лишения свободы) и «Мародерство» (статья 356.1, до 15 лет). Кроме того, в УК ввели наказание (часть 2.1 статьи 332 УК) за неисполнение приказа начальника в период военного положения, в военное время или в условиях вооруженного конфликта, а также за отказ участвовать в боевых действиях. За это грозит от двух до трех лет лишения свободы.

Пакет поправок приняли в первом чтении в июле, однако 19 сентября в текст документа добавили сразу несколько новых статей и изменений. На сегодняшний день они касаются военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву, и граждан, которые проходят военные сборы. Ключевое, по мнению аналитиков, — это уголовная ответственность за отказ от участия в боевых действиях.

Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что принятие поправок не означает объявление всеобщей мобилизации.