Крымский мост 8 октября 2022 года

Крымский мост 8 октября 2022 года

vk.com/ myfeo_ru/ Global Look Press

На начало войны с Украиной российский театр отреагировал очень просто. Никак. Эпизодические выступления отдельных актеров не изменили картины. Театр занимался поддержанием «мирной жизни», иллюзии, что ничего не происходит. Но мобилизация поставила под вопрос такую стратегию.

Искусство российская власть всегда использовала как анестезию. Как во внешней политике, так и во внутренней. Своим гражданам государство предлагало большую сеть музеев, театров, концертных залов. Абсолютно аполитичных, но способных занять вечер пятницы. Искусство, контролируемое государством, должно было помнить: «Нельзя быть скандальным». Может быть поэтому мы и не увидели за первые двадцать лет правления Путина огромной сети православных или особенно патриотических театров — это было бы слишком шумно.

Во внешней политике искусство выполняло схожую роль. Доказывало современность нынешних правителей, их договороспособность. И, конечно, напоминало ближайшим соседям о том, что они входят в одно культурное поле с Россией. Пусть и не всегда на правах равных. Заявления о защите русского языка, литературы — давний прием российского государства.

Лучший пример такого подхода государства к искусству — молодежный форум «Таврида. Арт» в Крыму. В 2015 году он получил статус всероссийского проекта. Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя администрации президента — один из его кураторов. «Таврида.Арт» работает витриной российской культурной политики, помогая закрепить право российского государства на владение Крымом, а теперь и другими оккупированными территориями. Фестиваль выполняет пропагандистскую роль и на внутреннем, и на внешнем рынке.

На «Тавриде. Арт» проходит ежегодно множество мероприятий: спектакли, концерты, форумы для молодых художников и исполнителей. До начала войны фестиваль подкупал многих, даже несогласных с российской властью, своей аполитичностью. «Каждый наш проект — это шанс для молодых профессионалов творческих и креативных индустрий воплотить самые смелые свои мечты и войти в историю», — так сформулировал цель фестиваля его руководитель, Сергей Першин.

Складывалось ощущение, что практически бесплатно (организаторы оплачивают проживание и трансфер) можно поехать в курортный район и реализовать свой проект. Да к тому же послушать известных исполнителей: Басту, Лолиту и им подобных. Даже автор этого текста одно время хотел отправиться в этот кремлевский Диснейленд.

С началом войны мало что изменилось. Да, у фестиваля появился новый лозунг: «Нас не отменишь» и прошла выставка «Без границ. Художники Донбасса». Но в целом он так и остался курортным.

В августе, когда в Крыму регулярно звучали взрывы, а военная риторика становилась все жестче, на фестивальной программе всё это никак не отражалось.