На начало войны с Украиной российский театр отреагировал очень просто. Никак. Эпизодические выступления отдельных актеров не изменили картины. Театр занимался поддержанием «мирной жизни», иллюзии, что ничего не происходит. Но мобилизация поставила под вопрос такую стратегию.
Искусство российская власть всегда использовала как анестезию. Как во внешней политике, так и во внутренней. Своим гражданам государство предлагало большую сеть музеев, театров, концертных залов. Абсолютно аполитичных, но способных занять вечер пятницы. Искусство, контролируемое государством, должно было помнить: «Нельзя быть скандальным». Может быть поэтому мы и не увидели за первые двадцать лет правления Путина огромной сети православных или особенно патриотических театров — это было бы слишком шумно.
Во внешней политике искусство выполняло схожую роль. Доказывало современность нынешних правителей, их договороспособность. И, конечно, напоминало ближайшим соседям о том, что они входят в одно культурное поле с Россией. Пусть и не всегда на правах равных. Заявления о защите русского языка, литературы — давний прием российского государства.
Лучший пример такого подхода государства к искусству — молодежный форум «Таврида. Арт» в Крыму. В 2015 году он получил статус всероссийского проекта. Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя администрации президента — один из его кураторов. «Таврида.Арт» работает витриной российской культурной политики, помогая закрепить право российского государства на владение Крымом, а теперь и другими оккупированными территориями. Фестиваль выполняет пропагандистскую роль и на внутреннем, и на внешнем рынке.
На «Тавриде. Арт» проходит ежегодно множество мероприятий: спектакли, концерты, форумы для молодых художников и исполнителей. До начала войны фестиваль подкупал многих, даже несогласных с российской властью, своей аполитичностью. «Каждый наш проект — это шанс для молодых профессионалов творческих и креативных индустрий воплотить самые смелые свои мечты и войти в историю», — так сформулировал цель фестиваля его руководитель, Сергей Першин.
Складывалось ощущение, что практически бесплатно (организаторы оплачивают проживание и трансфер) можно поехать в курортный район и реализовать свой проект. Да к тому же послушать известных исполнителей: Басту, Лолиту и им подобных. Даже автор этого текста одно время хотел отправиться в этот кремлевский Диснейленд.
С началом войны мало что изменилось. Да, у фестиваля появился новый лозунг: «Нас не отменишь» и прошла выставка «Без границ. Художники Донбасса». Но в целом он так и остался курортным.
В августе, когда в Крыму регулярно звучали взрывы, а военная риторика становилась все жестче, на фестивальной программе всё это никак не отражалось.
"Все больше театров заявляют, что будут отправлять часть денег со спектаклей на поддержку войны и так называемых народных республик". Беглый поиск в гугле не дал результатов. Не могли бы вы уточнить, руководство каких театров сделало такие заявления?
Добрый день, Галина
Вот из недавнего:
https://www.google.com/amp/s/tass.ru/kultura/15942683/amp
https://tass.ru/kultura/15946853
https://gazeta-vp.ru/volgogradskij-teatr-net-perechislit-sredstva-v-fond-podderzhki-uchastnikam-svo/
https://os34.ru/articles/culture/volgogradskiy_teatr_perechislit_dokhody_ot_spektaklya_v_fond_podderzhki_svo/
Спасибо.
И все-таки, послушный государству театр пропагандирует не насилие как таковое, а послушание и веру в добродетельную силу государства. Не хочу сказать, что такое послание безобидно, но задача здесь не воспитание будущих штурмовиков, а обучение гражданской беспомощности.
Театр - дело хорошее.
Стыдно сказать, был последний раз 18 лет назад!
При том, что в Варшаве отличные театры на выбор, и даже в нашем пригороде есть, и очень неплохой...
Всё, засосало мещанское болото.
Но, после столь добрых слов о театре, помянем Полиграф Полиграфыча.
Он-то театр не праздновал - одно дураковаляние, всё говорят, говорят...
Зато был любителем цирка.
Так вот, в связи со статьёй, мне вдруг вспомнился именно цирк.
И не простой, а луганский.
В 2004 году приехал я в Луганск, а в это время населению втюхивали в первый раз Януковича.
Его гадко слащавое мурло глядело буквально отовсюду.
Пошли мы с дочкой в цирк.
Цирк, кстати, оказался ещё и весьма ничего.
Но Янык прорвался и туда.
Прямо на арену, к пуделям, обезьянкам и клоунам.
Глядел он из-под оркестра, и чтобы не было сомнений, пояснялось: "Луганский цирк - за Януковича!"
Смотрелось вполне динамично и органично.
Цирк таки ближе глубинному народу, чем театр.
Фигня все это.
1. В драматический театр ходят очень мало людей (максимум 0,1% населения), т.к. посещение драматического театра в России - довольно рискованное мероприятие. Риск того, что обычный драматический театр в России испохабит хорошую пьесу, намного выше 50%. А чтобы вытянули плохую пьесу - это я один раз только видел (в Самаре).
2. Этот 0,1% населения (театралы) - явно не цель пропаганды. Разумнее действовать через телевидение или интернет.
3. Репертуар драматических театров, очевидно, - не предмет внимания в настоящее время. См., например, репертуар Центрального академического театра Российской Армии (3 ноября). Если даже они сейчас спокойно ставят Гашека, о чем вообще речь?
Да у Гашека речь-то про Австрию, то есть растленную Европу, чего же опасаться?
Как самарский интересуюсь - что за театр и что за пьеса?
Странная миссис Сэвидж (dramtheatre.ru)
С Верой Ершовой или уже с Жанной Романенко?
Кстати, и в кино такой финт (вытягивание плохого произведения) встречается. Например "Пятая печать". Слышал даже мнение, что по хорошему произведению невозможно снять хороший фильм
Вы задаете очень сложные вопросы.
Это было в 2017 или 2018 году, так что, видимо, с Жанной Романенко. И меня впечатлила даже не игра акрисы, исполнявшей главную роль (тут ничего необычного, вся пьеса написана под это амплуа), а именно спектакль в целом.
Все играли хорошо, и постановка хорошая.
Немного подпортил впечатление туалет без унитазов (типа "дырка в полу"). Такого в театре быть не должно, надеюсь, исправили.
Тимофей 1) По отчетам минкульта за прошлый год в гос. театрах было несколько десятков миллионов посещений. согласен, именно посещений, а не зрителей. тем не менее, цифрка высокая по европейским меркам. О качестве спектаклей говорить сложно, вы, я думаю, сами это понимаете: у каждого свой вкус
2) Отчасти да. С другой стороны, аудитория театра - это, как правило, средний класс, которого в России то же немного, а телевизор он смотрит не так часто
3) Я не писал о том, что будет массово создаваться пропагандистская драматургия. Таких опытов было мало, а толку немного (например, Бояков в МХАТ). О том, как используется в пропагандистских целях театр я писал так же в этом материале: https://republic.ru/posts/105024
По статистике посещений:
Я имел в виду именно драматические театры (не музыкальные и т.п.).
Если вычесть из гос.статистики театры муз.комедии, оперы и балета, кукольные театры, ТЮЗы, новогодние елки и т.п. (учитывались ли филармонии, капеллы, концертные залы?), то, возможно, и выйдет именно 0,1% из взрослой популяции зрителей.
Вряд ли найдется несколько десятков миллионов представителей "среднего класса" в России - даже по посещениям. Что-то не бьется в этой статистике.
Ну и трудно, конечно, представить, что т.н. "средний класс", который не подвержен пропаганде из телевизора или интернета, вдруг окажется жертвой пропаганды с театральной сцены.
1) Уверяю вас, некоторые оперные произведения могут шокировать сильнее пьес. ТЮЗ - это драм театры. Елки - не самое частоп мероприятие во всех драмтеатрах, хотя в ТЮЗах имеют место, но сомневеюсь, что несколько миллионов приходит в театры в новый год
2) не знаю, как вы так высчитываете 0,1 процент популяции
3) Около 5%-8 населения РФ подходили под европейское определение среднего класса до войны. Правда, политически активных людей еще меньше, но усилия, чтобы их сдержать огромны. Еще раз подчеркну функция пропаганды в театре отлична от той, что есть на тв или в интернете