Евгений Пригожин и Владимир Путин

Евгений Пригожин и Владимир Путин

Фото: AР

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая сегодня на вопрос об официальном статусе основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в рамках военных действий в Украине, заявил, что он — «гражданин, предприниматель, и это самое важное». При этом частные военные компании в России запрещены, за наемничество предусмотрено суровое наказание — вплоть до 18 лет лишения свободы.

«Пригожин — гражданин России, это главное и самое важное. И предприниматель. И вы знаете, что он болеет душой за то, что происходит. И он вносит большой вклад посильный. Собственно, как это делают многие предприниматели в нашей стране», — заявил Песков и отказался отвечать за вопрос о статусе самой ЧВК.

В конце сентября 2022 года Евгений Пригожин, ⁠которого называют «поваром Путина», официально признал, что в 2014 году создал ЧВК «Вагнер».

«Тогда я полетел ⁠на один из полигонов и занялся этим ⁠сам. ⁠Сам почистил старое оружие, сам разобрался с бронежилетами и нашел специалистов, которые смогли мне в этом помочь. С этого момента, 1 мая 2014 года, и родилась группа патриотов, которая в последствии приобрела название БТГ „Вагнер».

Исключительно благодаря их отваге и мужеству стало возможным освобождение луганского аэропорта и многих других территорий, а также коренным образом изменилась судьба ЛНР и ДНР», — сообщил Пригожин.

В предыдущие годы Евгений Пригожин всячески отрицал свою причастность к ЧВК «Вагнер» и даже судился с журналистами, которые называли его основателем ЧВК. Например, августе 2022 году московский суд признал недостоверными слова бывшего главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова о том, что Пригожин является «хозяином ЧВК Вагнера».

В российском Уголовном кодексе есть статья 359 («Наемничество»). В ней говорится, что «вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях», наказываются лишением свободы на срок от 12 до 18 лет.

С весны 2022 года Пригожин ездит по российским колониям, где вербует заключенных на войну в Украине. По данным правозащитников, всего ЧВК «Вагнер» удалось завербовать не менее 10 тысяч зэков. Первое веское доказательство вербовки появилось в середине сентября — вместе с публикацией видео с Пригожиным в одном из российских исправительных учреждений.

В этом видео представитель ЧВК «Вагнер» говорит о тяжелой войне, у наемников расход боеприпасов в 2,5 раза больше, чем в Сталинграде. В ЧВК нужны крепкие мужчины от 22 до 50 лет на роль штурмовиков, которые должны соблюдать строгие правила.

«Первый грех — это дезертирство. Никто не дает заднюю, никто не отступает, никто не сдается в плен. Когда вы будете обучаться, вам расскажут [что делать] при сдаче в плен, про две гранаты, которые вы должны иметь с собой. Второй грех — это алкоголь и наркотики в зоне боевых действий. Пока полгода вы с нами, вы все время в зоне боевых действий. И третий грех — мародерка, включая сексуальные контакты с местными женщинами, флорой, фауной, мужчинами там, с кем угодно», — говорит вербовщик.

По его словам, первые заключенные с ним воевали в Украине 1 июня. При штурме Угледарской ТЭЦ из 40 человек якобы только трое погибли, семеро были ранены. Похожий на Пригожина человек также заявляет, что у ЧВК «Вагнер» есть самолеты, РС3О, танки — «все, что необходимо для того, чтобы эффективно наступать».

Тела погибших наемников хоронят на аллеях героев, рядом с часовней ЧВК «Вагнер» в Горячем ключе или по месту, которое будет указано в завещании. Тем, кто выживет, через полгода обещают помилование.

«Вопросы гарантии и доверия следующие. У вас есть кто-нибудь, кто может вас с десяткой срока отсюда, из зоны, вытащить. Есть? Двое, кто вытаскивает — это Аллах и Бог в деревянном ящике. Я вас живыми забираю. Но не всегда живыми возвращаю, — заявляет вербовщик. — Те, кто хочет остаться с нами, остается с нами, поэтому вариантов вернуться на зону нет никаких. Тем, кто приезжает и в первый день говорит «куда-то я не туда попал», мы делаем отметку «дезертир», и после этого следует расстрел».

В американском Институте изучения войны (ISW) назвали такие методы вербовки «сталинскими».