Олег Гулак

Олег Гулак

Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ)

10 октября президент Беларуси Александр Лукашенко поручил белорусским военным принять и разместить российские войска в рамках развертывания совместной группировки. Ранее Лукашенко заявлял, что по неофициальным каналам его предупредили о нанесении удара по Беларуси со стороны Украины, а перед этим он получил от Владимира Путина кредит в полтора миллиарда долларов «на проекты по импортозамещению».

Председатель Белорусского Хельсинкского комитета (старейшая правозащитная организация Республики Беларусь) Олег Гулак рассказал Rеpublic, откроет ли Лукашенко второй фронт в войне с Украиной на стороне России и как белорусское общество на это отреагирует.

Вчера Лукашенко сделал ряд заявлений о том, что они с Путиным договорились развернуть совместную группировку войск на территории Беларуси. Он готовится вступить в военные действия с Украиной?

— Эти заявления о союзной группировке сами по себе еще ничего не значат. Во-первых, еще не известно, сколько российских войск будет, приедут они с целью просто оттянуть украинские войска на себя, создавать угрозу, периодически постреливая, как они это делали до сих пор, или они пойдут на Украину с белорусской территории, пойдут ли наши в том числе.

Вариантов много, и мы видим, что Лукашенко как раз очень не торопится подставляться под войну. Потому что белорусское общество, жители Беларуси, гораздо более критично относятся к войне с Украиной, чем россияне.

Одно дело, когда какие-то военные действия идут, но они нас не касаются напрямую, и люди стараются спрятаться от ответственности. Но как только ты даешь себе труд понять, что происходит, что с твоей территории ведутся боевые действия — это другое дело. Пока люди такие мысли отгоняют и прячутся от них. Но если речь пойдет о задействовании белорусских войск, то конек, которым Лукашенко козырял — что мы не воюем, у нас стабильность, он потеряет. Это очень непопулярная мера.

На основании чего вы делаете вывод, что белорусское общество более критично настроено, чем российское, по отношению к войне с Украиной?