Фото из личного архива Надежды Колобаевой
Написать пост в фейсбуке — и радикально изменить всю свою жизнь. Кинематографистка Надежда Колобаева развенчала ложь российских пропагандистов, что стоило ей не только работы в кино, но и общения с близкими, и даже родины. 39-летняя россиянка была вынуждена уехать в Германию, однако прежде успела помочь нескольким десяткам украинских беженцев.
Надежда прославилась минувшей весной. В апреле о ней рассказывали главные информационные агентства планеты, у нее наперебой брали интервью западные и прозападные медиа, а российские пропагандистские СМИ и телеграм-каналы либо молчали о ней, либо ее проклинали. Почему?
«20 марта мы снимали в Ленобласти, в городе Всеволожске сериал про ментов и бандитов (поскольку он еще не вышел, я не могу сказать его название, премьера в начале следующего года). Сцена была такая: человека выбрасывают из окна, он падает на машину и умирает. Выбрасывали мы манекен. Наш постановщик трюков Саша Уваров со своим ассистентом готовили этот манекен к съемкам, потому что он уже «пожилой», — уже падал и из окон, и с мостов. Для того, чтобы он не разлетелся в воздухе, его скручивали скотчем. Один из участников массовки, Филипп, снял то, как мы готовили эту сцену, выложил у себя во «ВКонтакте »с пометкой "Вот как снимается кино».
У рядового любительского видео оказалась нерядовая судьба: украденное прокремлевскими телеграм-каналами, оно стало иллюстрацией, как украинские власти якобы имитируют преступления российских военных в Буче. Ложь была оперативно подхвачена российской пропагандой.
«На следующий день, — Надежда продолжает, — в семь утра на канале «Россия 24» словами профашистского телеграм-канала было озвучено: смотрите, «укронацисты» недалеко от украинской границы готовят фейки для Бучи, потому что в Буче не было реальных трупов. Я написала в фейсбуке, что это наши съемки. Пост стал вирусным, — наверное, потому, что в конце я написала «бляди, какие же вы бляди». Его перепостили в твиттере, он завирусился, и там было порядка полутора тысяч перепостов».
По разным данным, в Бучанском районе близ Киева за без малого месяц российской оккупации было убито больше тысячи мирных жителей. Эти расправы стали одним из символов варварства нынешней России. Для западных репортеров случай с манекеном стал показателем, сколь далеки российские пропагандистские СМИ от международных стандартов журналистики.
«В отличие от канала «Россия 24», иностранные журналисты меня «телепали» больше недели. Они не верили моим словам. Чьи-то слова для них — недостаточная аргументация. Им нужны были доказательства. Я присылала видео с наших съемок, а еще видео наших девочек, которые занимаются костюмами (они для себя тоже снимали процесс обмотки манекена). И даже это не было для них доказательством. И только после того, как они нашли этого Филиппа в ТикТоке, после того, как им было выслано видео с метаданными, указывающими, что это Всеволожск, улица Ленинградская, — только после этого они выпустили свои материалы о фейках российской пропаганды«.
https://twitter.com/svtv_news/status/1512343304477810688
«Альбертик» по-прежнему активно снимается: по заданию режиссеров он и тонет, и горит, и падает с многоэтажек. В государстве правовом манекен должен бы быть материалом для следствия. Надежда рассказывает, что постановщик трюков Александр Уваров пытался судиться с каналом «Россия 24».
«Очень крупно было показано его лицо, и он опасался преследований со стороны неадекватных людей, поскольку его в этом видео называли «укронацистом». Он пошел в следственный комитет, и там спустя месяц в возбуждении дела отказали с формулировкой: телеканал «Россия 24» всегда очень тщательно проверяет источники информации, поэтому не может такого быть, чтобы показали ролик с вашим участием».
Публично называя ложь ложью, Надежда была готова к ответной агрессии. Реальность оказалась не так уж страшна. Она вспоминает, что однажды ее на улице узнала какая-то женщина, — просто подошла и спросила. Пустыми были и угрозы сетевых анонимов.
«Я их даже немного троллила — могла через дня три написать: ну, что, ждать ли «воронка»? Но они сливались. Видимо, какие-то диванные вояки».
Куда серьезней была реакция коллег. Несколько продюсеров говорили, что с работой в кино Надежде придется попрощаться: в нынешней российской киноиндустрии чрезвычайно трудно, почти невозможно работать тем, кто открыто не соглашается с политикой властей. Государство так или иначе контролирует все демонстрационные площадки, будь то телеканалы или онлайн-кинотеатры.
«Да, я понимала, что придется менять профессию, но на тот момент я хотела уйти в активизм. Мне показалось, что я наконец-то приношу пользу. До этого я только приносила деньги в семью и в режиме откупа жертвовала «Дождю», «Медузе», Фонду борьбы с коррупцией. Это был мой компромисс. Постфактум я жалею обо всех своих компромиссах. Все вернуть я не могу, но решила хотя бы с началом войны начать приносить пользу не только себе. Я была готова пожертвовать собой, чтобы просто своим примером показать, что если мы выйдем все вместе, то либо никто не пострадает, либо хоть что-то изменится, либо в мире, в Украине увидят, что мы не все упыри, мы не все согласны с тем, что происходит. Мне на тот момент реально казалось, что можно личным примером сделать некий «принцип домино».