Мобилизация в России

Мобилизация в России

Elena Mayorova / Global Look Press

На войне в Украине погибли уже более 100 отправленных туда воевать жителей прифронтовой Белгородской области — больше, чем за 10 лет войны в Афганистане и чем в обеих чеченских войнах. Официально эта информация нигде не звучит, но о гибели своих мобилизованных и служащих по контракту мужчин сообщают журналистам и в соцсетях их родственники, а местные СМИ и волонтеры собирают данные и верифицируют их. Republic изучил данные, а также пообщался с близкими погибших и пропавших мобилизованных и узнал, что представляет собой для них эта война.

Белгородские власти если и сообщают о гибели местных жителей в войне с Украиной, то в основном ведут речь о «гражданском населении», а не о военнослужащих. Если суммировать опубликованные цифры о погибших мирных жителях, то с 24 февраля на территории региона в результате обстрелов погибли 23 человека — как в самом Белгороде, так и в его приграничных районах. Статистику о потерях среди военных местные чиновники, с 21 сентября мобилизовавшие на войну до 3,5 тысячи человек, пока не раскрывали. Однако с 24 февраля информация о погибших появляется как в официальных некрологах и в СМИ, так и на страницах соцсетей самих военнослужащих, их близких, коллег и школ.

Журналисты белгородского издания «Пепел» вместе с волонтерами исследовали данные из открытых источников и от самих родственников военных о количестве погибших в Украине белгородцев. Они смогли подтвердить, что за девять месяцев войны там погибли как минимум 119 жителей региона — уже больше, чем за все годы войны в Афганистане (там погибло 80 белгородцев за 109 месяцев войны) и в обеих «чеченских кампаниях» (118 за 136 месяцев войны).

Средний возраст погибших в Украине белгородцев, о которых удалось собрать информацию, составляет 31 год. Самому молодому погибшему танкисту Николаю Монину было 18 лет, самому старшему Николаю Евсюкову — 59. Большинство погибших — военнослужащие в возрасте от 20 до 29 лет (40 человек). Молодых людей, которые не дожили до 20 лет, — трое, еще 31 военнослужащий погиб в возрасте от 30 до 39 лет, 9 человек — в возрасте от 40 до 49 лет, двоим было больше 50. Возраст 34 человек определить не удалось.

Самый старший из погибших белгородцев, Николай Евсюков (59 лет)

Больше всего военнослужащих (почти 21%) погибли в марте, в дни наступления российской армии вглубь Украины. Большие потери среди белгородцев (почти 20%) были и в октябре, в первый месяц мобилизации. В среднем о тех, кто погиб за девять месяцев войны, их семьям становилось известно спустя 36 дней.

Большинство родственников мобилизованных все еще опасаются подробно говорить публично даже в том случае, если их мужчины погибли на войне. В основном они скупо делятся ставшей им известной информацией в чатах, в которых занимаются поисками своих мужчин вместе с журналистами. В них они передают друг другу сведения, которые им удается получить о пленных, погибших и пропавших со связи, и составляют их списки.

Каждый день в этих переписках появляются разные по своей эмоциональности сообщения о чьей-то смерти. «Моему мужу 25 лет всего было, 3 ноября он убит выстрелом в голову из миномета»; «Погиб, только через две недели доставка тела, позвонила в часть уточнить, там сказали, что он в Валуйках еще, а не на передовой, это как вообще может быть?»; «24 октября на СВО погиб мой брат Илья, был отправлен из Богучара 13 октября»; «Не могу передать свою боль, погиб мой муж, был командиром роты»; «Для меня уже всё закончилось, мой любимый старший брат погиб!».

Некоторые жительницы Белгородской области, родственников которых мобилизовали на войну этой осенью, согласились поделиться с Republic своими историями.