Следственный эксперимент по делу об убийстве Ахмеда Бучикджи. Лиллехаммер, Норвегия, 1973

Следственный эксперимент по делу об убийстве Ахмеда Бучикджи. Лиллехаммер, Норвегия, 1973

Кадр из документального фильма ‘Agentdrapet på Lillehammer’ норвежского телеканала NRK Radio

Что случилось: сегодня утром палестинская террористическая организация «Хамас» предприняла самую масштабную атаку на Израиль за все время своего существования. «Хамас», базирующийся в секторе Газы на юге Израиля, не только обрушил на израильские города тысячи ракет (такое, хотя и в меньшем масштабе, происходит достаточно регулярно): террористам удалось захватить пропускной пункт «Эрез» на укрепленной границе, окружающей сектор, после чего боевики проникли на территорию Израиля (в том числе с использованием парапланов) и атаковали многочисленные населенные пункты вблизи границы, в том числе достаточно крупный город Сдерот.

Впервые в истории в городах Израиля развернулись уличные бои с террористами, официально пока известно о десятках погибших и сотнях раненых с израильской стороны. Сообщалось также (эти сообщения пока не подтверждены) о захвате заложников — как солдат, так и мирных жителей. При этом ракетные обстрелы продолжаются. На момент публикации данного текста ситуация выглядела следующим образом (сообщает осведомленный ТГ-канал «Дежурный по Израилю»):

«Предположительно, [террористов] уже нет в Сдероте, сейчас большие силы армии и полиции прочесывают районы города, идут от дома к дому. Бандиты все еще находятся в 5–7 населенных пунктах, в некоторых они забаррикадировались в домах».

Главный вопрос, который сегодня задают в Израиле, — каким образом террористам удалось организовать столь внезапную атаку? Где были знаменитые израильские спецслужбы, которые, по их собственным заявлениям, тщательно контролируют малейшие шевеления в Газе и других очагах палестинского террора и — хотя бы в общих чертах — имеют представление о ближайших планах боевых организаций?

Понятно, что пока не придумано способа полностью предотвратить акции террористов-одиночек, которые бросаются с ножами на прохожих на улице или направляют автомобили на солдат на автобусной остановке. Но здесь-то речь идет о тщательно спланированной и подготовленной террористической операции, в которой задействованы сотни, если не тысячи боевиков. Где же были «глаза и уши Израиля»? Собственно, это ровно тот же вопрос, который задавался в дни войны Судного дня, пятидесятилетие которой отмечается как на этой неделе. Ту войну Израиль выиграл — но очень дорогой ценой.

Публикуем наш архивный текст, рассказывающий об одном особенно бездарном провале израильских спецслужб. Надо уточнить, что к сегодняшней ситуации знаменитый «Моссад» (внешняя разведка) имеет лишь косвенное отношение: проблемы сектора Газы, формально считающегося частью Израиля, находятся в ведении других структур безопасности.

* * *

«Огромное количество книг про Моссад рисует обманчивую картину: тайная армия храбрых, сильных и умных мужчин наподобие Джеймса Бонда и других мастеров шпионажа из фильмов, сериалов и романов, — пишут израильские историки Нисим Мишаль и Михаэль Бар-Зохар в своей новой книге «Амазонки Моссада. Женщины в израильской разведке» (руccкий перевод только что вышел в ИД Азбука-Аттикус). — Пришло время заменить эту выдуманную картину реальной, где плечом к плечу с мужчинами работают женщины».

В книге подробно и со множеством новых деталей рассказаны истории двадцати лохамóт (женщин-бойцов) Моссада. В подавляющем большинстве случаев их имена мало что говорят широкой публике за пределами Израиля — такова уж специфика профессии — однако имя спецагента Сильвии Рафаэль (1937–2005) в свое время прогремело на весь мир благодаря грандиозному провалу Моссада.

Сильвия Рафаэль была одним из ключевых сотрудников операции «Гнев Господень», в ходе которой израильские оперативники выслеживали и убивали по всей Европе боевиков палестинской террористической организации «Черный сентябрь». Политика точечной ликвидации террористов, скрывавшихся на территории европейских стран, была введена в действие после кровавого теракта, который «Черный сентябрь» провел против израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде 1972 г.

Израильским агентам удалось достаточно быстро разыскать и ликвидировать нескольких высокопоставленных террористов, но главной целью, конечно, оставался Али Хасан Саламе по прозвищу Красный принц — руководитель «Черного сентября» и непосредственный организатор теракта в Мюнхене. Весной 1973 года Моссаду вроде бы удалось напасть на его след в Скандинавии — и в норвежский Лиллехаммер отправилась команда ликвидаторов. Но что-то пошло не так. Об этом рассказывается в главе «Сильвия Рафаэль (II). Фиаско», отрывок из котором мы публикуем с любезного разрешения издательства.