Wikimedia Commons
Пятьдесят лет (и один день) назад, 6 октября 1973 года началась арабо-израильская война Судного дня — самая тяжелая и кровопролитная в истории еврейского государства. Хотя в конце концов Израиль смог одержать убедительную победу, в начале войны само существование государства было поставлено под вопрос, а число погибших составило 2222 человека — немыслимая для Израиля цифра, кратно превышающая потери в любой другой войне, которую стране приходилось вести в XX-XXI веках.
Но почему же Израиль, заслуженно гордившийся своими разведывательными службами, был застигнут врасплох? Почему столь же хваленое военное командование демонстрировало на первых порах явную растерянность и совершало ошибку за ошибкой?
Многие наблюдатели, в том числе видный израильский историк Анита Шапира, автор книги «История Израиля. От истоков сионистского движения до интифады начала XXI века» (русский перевод только что вышел в ИД Азбука-Аттикус), уверены, что одна из главных причин — эйфория, воцарившаяся в Израиле после блестящей Шестидневной войны (1967). После этой победы правительство и общество еврейского государства почили на лаврах, уверенные в том, что армии враждебных арабских соседей больше никогда не будут представлять серьезной военной угрозы.
Впрочем, мы выбрали для публикации не само описание военной кампании (Анита Шапира посвящает войне Судного немало страниц), а главу, в которой рассказывается о политическом кризисе, последовавшем за войной. Этот кризис не только навсегда изменил баланс политических сил в Израиле, где в течение десятилетий доминировали левые партии и блоки, но и привел к появлению двух ключевых факторов, которые и сегодня (особенно сегодня) во многом определяют израильскую политику: непримиримого поселенческого движения и традиции давления на правительство средствами массового уличного протеста.