Издательство «Альпина нон фикшн» выпустило в свет книгу Ребекки Рэгг Сайкс «Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев». Автор, британский археолог, показывает неандертальцев в новом свете, отбросив стереотипные представления об одетых в лохмотья дикарях, шагающих по ледяной пустыне. Она настаивает, что, только поняв неандертальцев, мы сможем по-настоящему понять самих себя.
Все данные с этого удивительного археологического памятника совершенно ясно свидетельствуют, что эти популяции гоминин отнюдь не были статичными, а постоянно претерпевали серьезные изменения. Самые последние исследования даже позволяют предположить, что у всех гоминин Денисовой пещеры было смешанное происхождение. Что же делает данный памятник столь уникальным? Ни в одном месте, расположенном восточнее, не найдено костей или ДНК неандертальцев, и ни в одном месте западнее — костей или ДНК денисовцев. Возможно, эта пещера в буквальном смысле слова представляла собой границу этих двух миров.
Как только мы тебя узнали
Есть еще один вид гоминин, чьи потенциальные генетические связи с неандертальцами более века оставались предметом домыслов и фантазий. Это мы. В 2010 г., по горячим следам дебютировавших денисовцев, случилось второе неожиданное открытие: вопреки данным мтДНК, первый неандертальский геном продемонстрировал непосредственное участие неандертальцев в нашей родословной.
Если бы межвидового скрещивания не было, то их ДНК должна была бы в равной степени отличаться от ДНК всех ныне живущих людей. Неандертальские варианты генов не встречаются у тех, кто происходит из Тропической Африки. Единственное объяснение заключается в том, что после ухода с африканского континента некоторые Homo sapiens встречались с неандертальцами и имели общих с ними детей.
Эта новость произвела сейсмический сдвиг в представлениях о происхождении человека, отразившийся на многих фундаментальных утверждениях об обоих видах.