Страница театра "Красный факел" ВКонтакте
«Верди умер! Джузеппе Верди умер!…» — кричал человек в шутовском колпаке в фильме Бернардо Бертолуччи Novecento (1976), который в СССР назывался «XX век». Верди умер 27 января 1901 года. Я не помнила об этой дате, собираясь в начале января на премьеру «Риголетто», одной из самых популярных вердиевских опер, поставленной российским режиссером Тимофеем Кулябиным в немецком Вуппертале. Это было почти три недели назад, а пишу я сегодня, 27 января. За это время много всего произошло.
27 января — еще и День памяти жертв Холокоста. Прежде всего — именно он, напоминающий о самом страшном и бесчеловечном геноциде, который, казалось, не может повториться. Но последний год многое изменил в наших представлениях. И давно наступивший новый век теперь кажется не менее кровавым. А события самых последних дней неизменно возвращают меня к Верди, к его шуту. Кулябин превратил его в хитроумного, коварного серого кардинала при самодуре-герцоге — правителе тоталитарного государства Мантуя. Действие происходит в предвыборном штабе. Однако выборы произошли давно, и премьерой спектакль называют условно — постановка 2017 года. Театр ее перезапустил, в актерском составе есть обновления, но авторский — режиссерский — замысел стал за пять лет только актуальнее.
https://www.oper-wuppertal.de
В том числе об этом мы говорили с Тимофеем Кулябиным, встретившись уже в Берлине для интервью. Оно должно было к настоящему моменту выйти, если бы не известие о задержании в Новосибирске отца режиссера, Александра Кулябина — теперь уже бывшего директора театра «Красный факел», где Тимофей начинал свой профессиональный путь и до апреля 2022 года работал главным режиссером. Такова преамбула истории, которую кажется важным рассказать.