UN International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia / Flickr.com / CC BY 2.0
Сколько бы драматичных событий ни происходило до этого момента в судебных залах Международного трибунала по бывшей Югославии в Гааге (МТБЮ), ничто не могло сравниться со случившимся 29 ноября 2017-го на заключительном заседании, посвященном рассмотрению апелляции нескольких высокопоставленных боснийских хорватов. Четырьмя годами раньше подсудимых приговорили к крупным срокам за преступления, совершенные с 1992-го по 1994-й.
Драма уложилась в несколько минут. Судья Кармел Аджиус зачитал заключение, по которому изначальный приговор генерала Слободана Праляка в 20 лет заключения оставался в силе. Массивный и как будто заполнявший собой все пространство вокруг обвиняемый, несмотря на настойчивое предложение вернуться в кресло, остался стоять. «Слободан Праляк — не военный преступник! — отрезал он. — С презрением отвергаю ваш вердикт». Двое других подсудимых удивленно подняли на него головы, судья бросил на Праляка скептический взгляд поверх очков.
Занимавшиеся расследованием преступлений в Югославии юристы уже привыкли к подобным выходкам: не готовые смириться с суровым наказанием осужденные устраивали сцены. Иногда их даже приходилось выводить из зала силой, как приговоренного к пожизненному заключению сербского военачальника Ратко Младича. Однако случай Слободана Праляка отличался от предыдущих скандалов.
Прежде чем кто-либо из присутствующих в зале догадался, что сейчас случится, 72-летний осужденный поднес к губам бутылочку из коричневого стекла. На попытки судьи призвать его к порядку, Праляк лаконично объяснил: «Я принял яд». Судья спешно остановил заседание. Прямая трансляция, которая велась на протяжении всего слушания, прервалась.
«Люди не понимали, что происходит, — рассказывал представлявший другого обвиняемого на том же процессе адвокат Майкл Карнавас. — Этот человек всегда был полон бравады. Праляк опустился и почти сразу начал задыхаться, у него не получалось нормально дышать. Он издавал громкие звуки, как будто пытался ухватить ртом воздух. Я видел, как он развалился в кресле. Кто-то позвал на помощь. Охранники подбежали и уложили его на пол. Через несколько минут в зале появились двое медиков. Один из них констатировал, что сердце остановилось. Они начали реанимировать его. Вместе с охранниками они по очереди давили ему на грудь, чтобы снова запустить сердце».
Через 20 минут контроль над ситуацией взяла бригада скорой помощи из ближайшей больницы. На протяжении почти часа они держали Праляка в здании в надежде стабилизировать его состояние, после чего все-таки решили, что пострадавшего необходимо доставить в госпиталь. Спустя несколько часов стало известно, что он скончался от остановки сердца под воздействием цианида.
Zoran Lesic / flickr.com / CC BY 2.0