naliteinom.ru
Есть тексты, по которым мы можем понять эпоху. Да, не всю, но какую-то ее значительную часть. Вера в то, что такие произведения есть, постоянно подталкивает нас искать такие тексты. Например, пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Что судьба этого театрального хита может рассказать о времени, в котором мы живем?
Эта пьеса написана в 2016 году. Ее ставили и ставят по всей России. Несколько десятков театров сохраняют ее в своем репертуаре даже через шесть лет. «Человек из Подольска» играет и московский Театр.док, и Заполярный театр драмы в Норильске, и донецкий РАМТ. В 2020 году по мотивам пьесы Семен Серзин снял одноименный фильм. Дмитрий Данилов не считает, что драма — основной для него род литературы. Он вполне состоявшийся прозаик, в прошлом году получил награду на фестивале «Ясная Поляна» за роман «Саша, привет!», в 2019-ом году — премию Андрея Белого, все прошлое десятилетие входил в шорт-листы известных литературных конкурсов. По собственному признанию, Данилов редко ходил в театр и, в целом знал о нем немного.
Но пьеса до сих пор популярна. Она привлекает и театры, и публику. Чтобы чуть лучше понять, почему это правда критерий успеха, попробуйте назвать произведение 2017-го года, которое бы сейчас оставалось на слуху. Кажется, что это не самая простая задача. А ведь тогда выходила правда крупная и популярная проза: роман «Тобол» Александра Иванова, «IPhuck 10» Виктора Пелевина. Тем любопытнее случай «Человека из Подольска».
Конечно, попытка понять, что есть в тексте такого, что он привлекает зрителей и даже чем-то их характеризует, — занятие неблагодарное. Лет через десять вполне может оказаться, что подлинным произведением эпохи стало то, о котором мы сейчас и не вспомним. Тем более, такие операции предполагают, что сначала нужно литературу изучать, оглядываясь на ее популярность, а не на качество. Вряд ли это что-то нам даст для понимания искусства, но может обратить внимание на какую-то категорию, характеристику, которой нам не хватает.
https://www.youtube.com/watch?v=EB-pQzUbW_E
Попробуем понять не почему пьеса Дмитрия Данилова популярна, а скорее, почему она может заинтересовать зрителя и исполнителей. Но для начала напомним сюжет: некий человек из Подольска попадает в ОВД, где полицейские не собираются мучить его, а занимаются перевоспитанием. Хотя служители порядка постоянно намекают, что могут вернуться к более привычной и жестокой манере общения, все-таки силы они не применяют. Они расспрашивают героя про его личную жизнь, про то, что он видит, пока едет на работу, что ему нравится, и учат его любить родной город. После такого сеанса его отпускают, но предупреждают, что придут еще.
Не читая пьесы, а зная только краткий пересказ, можно подумать, что «Человек из Подольска» — социальная драма: герой неизвестно за что оказывается во власти полицейских, а вокруг него происходит какой-то абсурд.
Тем более, в 2017 году, когда шли первые постановки этой пьесы, по стране шли митинги Навального, шла подготовка к президентским выборам, а правоохранительные органы снова демонстрировали бессмысленную жестокость, разгоняя протестующих. Вот, кажется, в этом и дух времени.
teatrdoc.ru