В издательстве «МИФ» вышла книга основательницы эмоционально-фокусированной терапии и профессора клинической психологии Оттавского университета Сью Джонсон «Чувство любви. Новый научный подход к романтическим отношениям».
«Нам не выжить без любви. Она делает жизнь ярче, интереснее, безопаснее. Но, нуждаясь в эмоциональной связи и поддержке, мы совершенно не представляем, как построить любовь и сохранить ее», — утверждает автор. Также она объясняет, как формируется чувство любви, что секс — не главное и почему, когда нас отвергают, мозг считает, что мы в опасности.
На уровне общества наиболее очевидным применением новой науки о любви должно стать целенаправленное обучение умению строить близкие отношения. Самый естественный способ — поддерживать пары в их стремлении выстроить любовную связь и стать отзывчивыми родителями. Мы должны признать, по меткому выражению Франса де Вааля, что «нельзя избежать реальности, в которой мы зависим от других. Это данность. Если зависимость и уязвимость признается и пестуется в любовных отношениях… она становится источником лучших человеческих качеств: сочувствия, доброты и взаимной поддержки». Нам необходимо заниматься развитием таких качеств, как эмпатия, которая важна для здоровья, счастья и проявления гражданской сознательности ничуть не меньше, чем арифметика. Но знаем ли мы, как этому научить?
Как нажить эмпатию
Эмпатию можно «нажить, а не научиться», — говорит педагог Мэри Гордон, основательница программы «Корни эмпатии» (Roots of Empathy). Девять раз в год она приводит женщину с малышом в начальную школу, чтобы обучить детей с 1-го по 8-й класс «эмоциональной грамотности» и дать им «представление о том, как вы глядит любовь». Перед каждой сессией инструктор рассказывает про язык чувств и привязанности и советует, как правильно наблюдать за взаимодействием матери и ребенка. После встречи дети анализируют ее и обсуждают свой опыт и чувства, скажем, страха или разочарования, а также способы, которые помогут им справиться с этими эмоциями или помочь в этом другим людям.
Инструктор может спросить: «Что сейчас пытается сказать нам малыш?», «Как ребенок дает понять матери, что нуждается в ней?», «Что сделала мама?», «Что может сделать ребенок теперь, чего не мог сделать в прошлый раз?», «Что делать нам?» Дети также получают задания нарисовать, проиграть и описать чувство привязанности, что позволяет им еще глубже вникнуть в тему, а также познакомиться с основами развития человека.
На конец 2012 года в Канаде и Австралии программу прошли 450 000 детей. Гордон считает, что многие люди словно «одинокие острова в океане, отрезанные от других и большого мира, потому что не способны общаться на универсальном языке своих эмоций». Исследование, которое с 2000 года проводит профессор Кимберли Шонерт-Райхл из Университета Британской Колумбии, показало, что у детей, прошедших через программу «Корни эмпатии», возрастают эмоциональная восприимчивость и просоциальное поведение и снижается агрессия. Случаи агрессивного поведения в школе у детей, прошедших программу, снизились на 61% (по сравнению с ростом на 67% у не участвовавших в ней). Участники, как правило, становятся более контактными, отзывчивыми и добрыми, и оценки сверстников совпадают с оценками специалистов. К примеру, дети из программы положили конец издевательствам над прикованным к инвалидной коляске одноклассником, объяснив товарищам по школе, что он пускает слюни, потому что не может их контролировать, и как обидно и больно ему, когда другие ученики всячески его обзывают и дразнят.