Спасённые с «Лаконии» на борту корабля «Глуа» французов-вишистов, 1942 год

Спасённые с «Лаконии» на борту корабля «Глуа» французов-вишистов, 1942 год

Изображение: Wikipedia / Bawden, Edward

Адмирал Карл Дёниц, командующий Кригсмарине, немецким военно-морским флотом — не самый известный, но по-своему очень важный фигурант Нюрнбергского процесса. Как-никак именно этого военачальника Адольф Гитлер перед самоубийством назначил рейхспрезидентом, фактическим преемником во главе нацистской Германии. Фюрер тогда проигнорировал куда более очевидные кандидатуры из числа близких соратников. По-видимому, Гитлер полагал, что как раз кадровый военный, а не гражданский нацист сможет примириться с США и Великобританией ради общей войны против Советского Союза.

Правил Дёниц скорее номинально, ведь от Третьего рейха к маю 1945 года оставались одни воспоминания. Отчаянные попытки сепаратного мира с западными союзниками не дали ничего. Его президентство продлилось лишь три недели. 23 мая адмирала и его министров в шлезвигском городке Фленсбург арестовали британские и американские солдаты.

На Нюрнберге в фокус ненависти попали совсем другие персонажи. Дёниц, командуя флотом, не нёс ответственности за преступления против человечности. Его напрямую не касались ни концлагеря, ни газовые камеры, ни воздушный террор люфтваффе. Провалилась и попытка английского обвинителя представить преступным собственный приказ Дёница №154 от 17 сентября 1942 года, известный как «Тритон Нуль», или «Приказ о «Лаконии». Акт прямо запрещал немецким морякам спасать выживших с затопленных судов.

Англичане конвоируют Дёница (в центре в чёрном) и членов его правительства, 23 мая 1945 года

Фото: Capt. E G Malindine E G, 5 Army Film & Photographic Unit / Imperial War Museum

В защиту немецкого офицера тогда выступил американский адмирал Честер Нимиц. Коллега с похожей фамилией заявил, что из его моряков никто и не подумал бы спасать тонущих врагов, а положения «Тритон Нуля» ничем не нарушают устоявшиеся правила войны. Непонятно, почему немцам потребовался отдельный приказ для разъяснения очевидных вещей, удивился Нимиц.

У Дёница такая необходимость возникла в самый разгар Второй мировой. Его подчинённые-подводники осуществили одну из самых странных за всю войну операций — спасли людей с британского судна «Лакония», который сами же и потопили. Абсурда добавило, что спасатели и спасённые едва не погибли от бомб американской авиации.

От Лиса Пустыни подальше в океан

Лето 1942 года стало кульминацией успехов нацистской Германии во Второй мировой. Гитлеровцы тогда контролировали почти всю Европу, а их военно-морские силы хозяйничали на бескрайних просторах Атлантики. В Северной Африке победоносно наступал фельдмаршал Эрвин Роммель, легендарный Лис Пустыни. Из принадлежавшей союзникам-итальянцам Ливии он шёл на восток, в Египет, формально суверенный протекторат Лондона.

Англичан утешал только юмор. Остряки утверждали, что Роммель выдающийся полководец, но дальше Каира ему не пройти — задержит медлительность прислуги в местных отелях.

Шутки шутками, а британская община в Египте думала лишь о возвращении на родину. 12 августа 1942 года из Суэца в Ливерпуль вышло судно «Лакония» водоизмещением в 20 тысяч тонн. Изначально это был круизный лайнер, который милитаризировали уже в военные годы. Здесь поставили несколько артиллерийских орудий, зениток и радиолокатор. Так что по правилам морской войны «Лакония» больше не считалась гражданским судном.

Эрвин Роммель (слева) беседует с экипажем немецкого бронетранспортёра Sd.Kfz. 250, лето 1942 года

Bundesarchiv, Bild 101I-443–1589–07 / Zwilling, Ernst A.

Идти в Великобританию транспорту полагалось не прямым путём, а в обход Африки: в 1942 году рейс через Средиземное море выглядел коллективным суицидом. Из 2789 человек на борту «Лаконии» почти две трети оказались там не по своей воле. Англичане разместили в трюмах транспорта 1739 итальянских военнопленных, за которыми надзирали 103 польских солдата.

Остальные пассажиры представляли Великобританию: члены экипажа, военные и гражданские служащие, некоторые вместе с родными и близкими. Всего на теплоходе насчитывалось около 80 детей и женщин.

«Лакония» после спуска на воду, 1921 год

Фото: Wikipedia / неизвестный автор

Роммель в итоге так и не оценил работу каирских портье и носильщиков. В октябре 1942 года британская армия Бернарда Монтгомери нанесла немцам и итальянцам сокрушительное поражение у города Эль-Аламейн. От этой неудачи войска Роммеля не оправились, и военная инициатива перешла к их противнику. Лиса Пустыни командование отозвало в Европу, а в мае 1943 года итало-германская группировка в Африке окончательно капитулировала.

Агония «Лаконии»

15 августа 1942 года из оккупированного французского Лорьяна на охоту вышла немецкая подводная лодка U-156. Субмарина шла к мысу Доброй Надежды, крайней южной точки Африки. Там в составе группы «Айсбэр» («Полярный медведь») ей полагалось атаковать порт Кейптаун. Экипажем подлодки командовал 34-летний капитан Вернер Хартенштайн.

Молодой офицер считался многообещающим профессионалом и претендовал на Рыцарский Железный крест. К августу 1942 года его субмарина провела три рейда в разные части Атлантики. Команда потопила 17 вражеских судов и ещё четыре серьёзно повредила. Новый поход к южной оконечности Африки Хартенштайн начал с очередного успеха. 27 сентября 1942 года U-156 у берегов Французского Марокко отправила на дно английское грузовое судно «Клан Маквиртер».

«Вместе с U-156 задание прочесать океан получили ещё четыре немецкие подлодки. Это были словно гигантские грабли, каждый зуб которых держал под контролем сектор в 50 квадратных миль».

Леон Пейар, французский историк

Амбициозный капитан мечтал о большой добыче. У подводников ценилось не одно количество, но и водоизмещение потопленных кораблей. А люди Хартенштайна пока торпедировали сравнительно небольшие сухогрузы и наливные танкеры: ни одна из жертв U-156 не была тяжелее 9000 тонн. Поэтому немец обрадовался, когда утром 12 сентября ему доложили об идущем навстречу британском судне с водоизмещением в 20 тысяч тонн. Это была «Лакония».

Вернер Хартенштайн, 1938 год

Фото: Wehrmacht Awards.com

Теплоход шёл зигзагом, без бортовых огней, на его борту стояли артиллерийские орудия. Так что перед экипажем U-156 даже не стоял вопрос «бить или не бить». К вечеру суда сблизились, и в 22:07 по берлинскому времени Хартенштайн с интервалом в 20 секунд провернул ручки двух торпедных аппаратов. Первый снаряд попал в середину теплохода, второй — в кормовую часть. Судно пошло ко дну.

На «Лаконии» изначально не исключали такого поворота событий. Капитан теплохода Рудольф Шарп неоднократно репетировал с пассажирами сценарий экстренной эвакуации, каждый знал свою спасательную шлюпку и где лежат плавательные пояса. Но роковым вечером 12 сентября многое пошло не по плану. Хартенштайн оказался слишком метким: «Лакония» затонула всего за полтора часа.

Из-за сильного крена теплохода англичане не могли воспользоваться почти половиной шлюпок. На оставшихся места всем очевидно не хватало. Несколько лодок спустили в море слишком спешно, и они сразу же перевернулись. В царившей панике никто не подумал о судьбах пленных итальянцев и их польской охраны.

Около 600 обитателей трюма погибли в самом начале трагедии от собственно попаданий торпед. Выжившие узники вспоминали, что стража до последнего не давала им покинуть клетки. Путь к свободе итальянцы проложили, буквально выдавив своими телами железные прутья, через трупы товарищей.

Шарп и его старший помощник Джордж Стил, сигнализировав по радио о бедствии и действующей рядом вражеской субмарине, так и остались на командном мостике. Капитан «Лаконии» уже пережил одно кораблекрушение в самом начале войны. В этот раз немолодой моряк решил разделить судьбу своего теплохода.