Константин Волков/ news.ru via Globallookpress.com
Грузинский Майдан — так окрестили протесты в Тбилиси, вспыхнувшие из-за закона об иноагентах — добился своего. Правящая партия «Грузинская мечта» отозвала скандальный документ, который ограничивал свободу слова в стране. Но власть не отступила и обещает вернуться к законопроекту, как только народ успокоится. Зачем вообще понадобилась эта инициатива об иноагентстве, почему грузинское правительство обвиняют в связях с Кремлем и выпустят ли на свободу бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили? Поговорили об этом с политологом и руководителем Школы международных отношений Грузинского института общественных дел Торнике Шарашенидзе.
— Можно ли говорить, что протесты завершились и люди добились своего?
— Да, законопроект отозвали. Демонстранты добились своего. Думаю, на этом протесты закончатся. Не исключаю, что появятся желающие превратить протесты в требование отставки правительства. Но больших успехов они не добьются. Во-первых, студенты, которые восстали против закона об иноагентах, не пойдут свергать власть. Во-вторых, позиции правящей партии хоть и пошатнулись, но оппозиция еще слабее. То есть снижение популярности «Грузинской мечты» не означает усиления оппозиционного «Единого национального движения».
— А вообще вспыхнувшие протесты — это народный порыв и никакая оппозиция за ними не стояла?
— Однозначно нет! Народ вышел сам. Прежде всего молодежь. Никаких организаторов, никакой оппозиции не было. Это стихийный протест.
— Власть заявляет, что временно отозвала документ, и когда народ успокоится, то снова к нему вернется. Вы полагаете, что можно переубедить людей в нужности закона об иноагентах?
— Сложно гадать, но в одном я убежден. Наблюдая за тем, как реагировали в Москве на отзыв закона, я почти на сто процентов уверен — он попал в парламент в результате нажима или угроз со стороны Кремля. Иначе никак не объяснить, зачем правящая партия так активно лоббировала документ.
Еще одно объяснение — «Грузинская мечта» совсем потеряла рассудок и чувство меры, но сложно в это поверить. Позиции партии сильны и им не нужен этот закон, чтобы еще больше укрепиться во власти. Им никто всерьез не угрожает. Повторю, что оппозиция слишком слаба.
Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.
Если бы закон приняли, то он сильно усложнил бы жизнь всем, кто за него голосовал. Скорее всего, все инициаторы попали бы под западные санкции. Так кому это выгодно?
Или власти свихнулись, или закон — это следствие нажима Кремля.
— А у Москвы вообще есть ресурс, чтобы давить на грузинскую власть?
— Почитайте Маргариту Симоньян. Как только законопроект отозвали, она призвала «не цацкаться» с Грузией, а «шарахнуть сразу по Тбилиси». Если делаются такие заявления, то, наверное, и ресурс есть.
— Если предположить, что ресурс есть, то должна быть какая-то стратегия. Чего может добиваться Россия в Грузии?