
Викинг Лейф Эрикссон выходит на берег Ньюфаундленда. Картина норвежского художника Ханса Даля (1848–1937)
Американский журналист Марк Курлански (род. 1948) — один из тех писателей-документалистов, что в 1990-годы разработали популярный жанр «истории вещей». Книги этого типа строятся примерно по одной и той же схеме: берется какой-то достаточно заурядный предмет (вилка), продукт (соль) или материал (бумага), а затем рассказывается многовековая история этих объектов, украшенная массой интересных подробностей и более или менее смелых обобщений. В заглавии книги обязательно указывается, что данный предмет, продукт или материал «изменил мир» — то есть ключевым образом повлиял на общий прогресс человечества.
Книга Курлански «Треска. Биография рыбы, которая изменила мир» (новый перевод выходит в издательстве Синдбад) — один из лучших (и наиболее ранних, 1998) образцов жанра, прекрасное путешествие в историю рыболовства и потребления. В небольшой книге нашлось место и древним рыболовным практикам, и экзотическим кулинарным рецептам, и современным «тресковым войнам» вокруг квот на вылов, и, конечно, экологической проблематике.
В главе, которую мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается, как треска сыграла ключевую роль в экономике и географических открытиях Средневековья.
Столько много о басках, а главного не сказали. Баски ловили треску у мыса трески (Cape Cod) v 20 km от первого сохранившегося поселения пилигримов в Плимуте, МА. При этом создали постоянную стоянку в районе теперяшнего города Fall River, в бухте на границе MA и RI. Кроме баскского они говорили и на французском (да собственно, их потомки и до сих пор говорят и вывески на французском до сих пор встречаются в Fall River). Забавно, что американцев эта история вообще не волнует, в отличие от Mayflower. Впрочем, и Mayflower не уберегли - сгорел недавно.