В издательстве «АСТ» вышла богато иллюстрированная книга андерграундного художника Миши Бастера «Типа панки. Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР».

В ней идет речь о разнообразии субкультурных практик в стиле панк, проливающая свет на малоизученные социологами истории проявлений индивидуализма в стране с тоталитарным режимом и дефицитом модных вещей. Истории от анархистов XIX века до альтернативной молодежной культуры конца ХХ века, известной публике по безудержным экспериментам в музыке, моде и искусстве.

Моральная паника по поводу панка возникла в андроповский период и стала частью политинформации, распространяемой комсомольскими работниками по школам и вузам.

Как бывало и раннее, новое явление наделялось чертами антисоветизма и неофашизма, а тусовки неформалов ассоциировали с празднованиями дня рождения Гитлера или демонстрациями на день рождения Ленина. В 1982 году эти предрассудки стали международными, о них написала парижская диссидентская пресса («Вести из СССР», 1982, 18–3) как об эпизоде массовых столкновений в Москве между неофашистами, футбольными фанатами и прогрессивной общественностью. Притом что массы панков наблюдались только в Прибалтике, а если речь шла о национально-озабоченных подростках, то они пока что существовали опять же в Прибалтике, Украине и на Кавказе.

Жупел неофашизма легко приклеился к новому меломанскому течению и за пределами СССР. Сейчас уже сложно сказать, насколько к этому причастны британские панки 1970-х.