Певец Шаман стал олицетворением российской культуры времен войны с Украиной

Певец Шаман стал олицетворением российской культуры времен войны с Украиной

Фото: кадр из клипа / Youtube

Российскому чиновничеству не интересна идея «русского мира», и оно с готовностью «переобуется», когда сменится режим, считает галерист, публицист и бывший политтехнолог Марат Гельман. В интервью Republic он обращает внимание на то, что в России на самом деле произошел раскол одной из элит (культурной), сравнивает Путина с героями романов о попаданцах и объясняет, в какой момент российское общество должно повзрослеть.

«Путин успешно разрушает ту систему, которую сам же строил 20 лет»

Недавно появилась информация, якобы в утечке из Пентагона, что глава Совбеза РФ Николай Патрушев и руководитель российского генштаба Валерий Герасимов в марте собирались «слить спецоперацию» в Украине, пока Владимир Путин якобы лечился от рака. Правда, в эту версию далеко не все верят, особенно в Украине. Но она заставляет в очередной раз задаться вопросом, почему не происходит раскола в правящей элите, несмотря на то, что многие в ней стали уязвимы, стали мировыми изгоями, лишаются активов и имущества?

— То, что я буду говорить, — это больше мои размышления, чем знание реальной обстановки в Кремле. Действительно, я [замглавы администрации президента Сергея] Кириенко хорошо знал, но в то время, когда он был вместе с [оппозиционным политиком Борисом] Немцовым внутри штаба «Союза правых сил». Но, как показывает наша история, люди меняются, и чаще в худшую сторону, чем в лучшую.

В мае 2022 года я дал прогноз, что на осеннюю сессию большая часть депутатов не приедет. Мне казалось, что я хорошо знаю большинство этих людей, они пришли во власть не из-за идейных соображений, не за «русский мир», а за тем, чтобы усилить свои коррупционные возможности, за деньгами. То есть это абсолютно циничный выбор. И поскольку после начала войны стало понятно, каков будет финал — Путин запустил механизм, который приведет его власть и даже всю созданную им систему к краху, — мне казалось, что эти люди побегут. Но они не побежали.

Почему так произошло? Вероятно, во-первых, было ощущение, что бежать некуда. Те люди, которые говорят, что в санкционных механизмах нужно предусмотреть выход: покаяться, отдать деньги Украине и так далее, — мне кажется, правы. Во-вторых, вероятно, у Путина, как выходца из спецслужб, есть способы держать каждого из них в страхе. В подтверждение этому были демонстративные убийства. Никто не мог понять, зачем так топорно отравлять «Новичком» каких-то давно забытых бывших разведчиков. Нам это казалось глупостью, а Путину, вероятно, наоборот, нужна была эта огласка, чтобы каждый человек, который хочет отколоться, десять раз подумал, надо ему это или нет.