Facebook* театра «Дочери СОСО» (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)
В 2021 году две ответственных гражданки, Щенникова и Тумик, написали жалобу на спектакль Жени Беркович «Финист Ясный Сокол» (проект независимого театра «Дочери СОСО») по пьесе Светланы Петрийчук, обвинив постановку в оправдании терроризма. «Вербовщики и террористы в спектакле показаны как заботливые ухажеры, а брак с боевиками по интернету преподносится как законный гражданский акт». В своем письме в соответствующие органы они уверяли, что «идеологическая война Запада с Россией ведется различными методами, в том числе и через театральное искусство» и что «на подмостках российских театров западно-ориентированными режиссерами ставятся антироссийские спектакли, политически безграмотный зритель съедает это зрелищное блюдо, не разбираясь о цели его изготовления… это пойло, облеченное в красивую обертку, втекает в головы наших соотечественников жидкой зловонной массой» (стилистика и орфография письма сохранены).
Через два года бдительность ответственных театралок была вознаграждена — правоохранительные органы завели уголовное по статье УК 205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Режиссер Женя Беркович и драматург Светлана Петрийчук задержаны, в квартире матери Жени, Елены Эфрос, и бабушки, Нины Катерли прошел обыск, изъята вся техника.
За два года, прошедшие с момента выплеска гражданской ответственности у двух зрительниц, «Финист» успел номинироваться на «Золотую маску» в четырех номинациях и выиграть в двух из них — «за лучшую драматургию» и «лучший художник по костюмам». Герои пьесы — девушки, решившиеся виртуально выйти за муж за радикальных исламистов. Они принимают ислам и отправляются в самое пекло террористических войн. Пьеса — о тотальном одиночестве, о его способности разрушать личность, толкать далеко не самых глупых людей на необъяснимые поступки. О том, что даже в самые феминистские времена многим женщинам по-прежнему хочется семьи, уюта, опоры в виде сильного мужчины. Казалось бы, что здесь от оправдания терроризма? Даже наоборот — девушек в конечном счете настигает печальное разочарование в придуманных идеалах. В основу пьесы легли протоколы суда — в частности, над студенткой Варварой Карауловой.
https://www.youtube.com/watch?v=ZjiHrh-D438
Надо ли говорить, что это пьеса стопроцентно антитеррористическая?
Надо ли доказывать, что мысль, заложенная в этом спектакле, лежит на поверхности: нельзя найти счастье — даже свое маленькое, личное, уютное, — подписав договор со злом?