Tsitsagi Nikita/news.ru/Global Look Press
«Русский добровольческий корпус» (РДК) и легион «Свобода России», воюющие на стороне Украины, совершили новый рейд в город Шебекино Белгородской области. Как сообщали Z-паблики и российские оппозиционные издания, диверсанты вступили в бой с российскими пограничниками, в сражении участвовали несколько танков. Кроме того, населенный пункт был обстрелян из РСЗО «Град», из-за этого загорелось общежитие и было повреждено здание городской администрации. Местные жители записывали видео, в которых утверждали, что Шебекино «разбомбили Вооруженные силы Украины» и жаловались на бездействие местных властей. В самом Белгороде прогремел взрыв. По предварительным данным, причиной стала атака беспилотников.
Это не первый рейд диверсантов на территорию Белгородской области. 22 мая они вошли на территорию Грайворонского городского округа. На следующий день Минобороны РФ отчиталось, что российские военные «заблокировали и разгромили» украинских «диверсантов», убив 70 человек. Легион «Свобода России» и РДК говорили, что их бойцы получили лишь легкие ранения, а среди россиян есть убитые и раненые.
Фарида Курбангалеева поговорила с политологом Федором Крашенинниковым о том, угрожают ли действия диверсантов российским властям.
— В Белгородской области новая вылазка диверсантов, в Москву и Подмосковье регулярно прилетают беспилотники со взрывчаткой. Можно ли сказать, что война пришла на территорию России?
— Метафорически так сказать можно, но в практическом смысле объем этих нападений, конечно, несопоставим с атаками на Украину. Плюс диверсантами задействована только пехота и минимум техники, не оккупирован ни один населенный пункт, не говоря уже о регионе, поэтому я бы не был так однозначен в оценках. Это, скорее, похоже на диверсионную войну — она, несомненно идет, и в этом смысле война пришла на территорию России. Но говорить о полномасштабной войне на территории России я пока оснований не вижу.
— Вылазки диверсантов наносят ущерб путинскому режиму?
— К сожалению, должен сказать, что они, скорее, очень полезны для укрепления режима. Большого военного смысла в них нет, они не приводят к ослаблению российской власти. А вот то, что режим извлечет из них максимальное количество пользы для консолидации людей — это несомненно. Не очень понятно, почему жители Белгородской области или других регионов России должны сочувствовать тем, кто на них нападает.
Понятно, что нападение на Украину несправедливо и подло. Но едва ли кто-то радуется, когда обстреливают его деревню, его город или его регион, даже если его страна — агрессор. И я думаю, что российские власти так и скажут: «Путин же говорил, что со стороны Украины будет нападение нацистов — вот вам нацисты, и вот они напали».
IMAGO / Darius Mataitis / Global Look Press
— Тем не менее в соцсетях довольно много видео, на которых местные жители предъявляют претензии властям, например, жалуются, что их вовремя не эвакуировали. Разве это недовольство не будет расти?
— Речь идет о жителях нескольких не самых густонаселенных районов Белгородской области. Как может беспокойство нескольких тысяч людей стать глобальной проблемой для 140-миллионного государства? Да, кто-то всегда будет недоволен. Я думаю, что с недовольными сейчас начнут активно работать. До этого их не хотели вывозить, а сейчас будут вывозить.
Я тут ни в коем случае не оправдываю власть. Они действительно должны были принимать какие-то меры. Но я не вижу оснований говорить, что несколько тысяч недовольных эвакуацией людей разнесут в пух и прах путинский режим. Этого, к сожалению, не будет. Во всяком случае не сейчас.
— Не может ли усугубиться негласный конфликт между провинцией и Москвой, которая «живет себе и в ус не дует»? То, что пропагандисты на госканалах называют Шебекино то «Шемякино», то «Шмекино», то есть понятия не имеют, что это за населенный пункт, тоже наверняка вызывает раздражение.