В издательстве Corpus выходит книга «Мозг слушает. Как создается осмысленный звуковой мир», получившая премию 2022 PROSE Award среди книг по биомедицине.

Наш слышащий мозг обширен — это нечто большее, чем просто прибор для обработки звука. Ученый-нейробиолог, профессор нейробиологии в Северо-западном университете Нина Краус рассказывает, как звук воздействует на наши эмоции, мысли, движения.

Слуховые нейроны обрабатывают информацию за тысячную долю секунды, и слух — самый быстрый из всех чувств. Автор описывает исцеляющую силу музыки и разрушающую силу шума. Она отслеживает, что происходит с мозгом, когда мы говорим на иностранном языке, страдаем от речевых нарушений, воспринимаем ритм, слушаем пение птиц или получаем сотрясение мозга.

С любезного разрешения издательства публикуем (в сокращении) фрагмент главы «Звук и здоровье мозга: спортсмены и сотрясения».

Звуковой разум можно улучшить разными способами… как и повредить.

Мой дядя Ганс был хирургом-ортопедом, лыжником и альпинистом, совершившим десяток первых восхождений в нью-йоркских горах Шаванганк и в Доломитах. Он считал, что физическая подготовка очень важна для детей, и его исследования существенно повлияли на школьные программы.

В 1950‑х годах Ханс отстаивал идею, что все дети должны заниматься физкультурой в школе и физические упражнения не должны быть предназначены только для тех, кто хочет заниматься спортом в вузе. Он пришел к этому мнению, когда выяснилось, что американские дети уступают по физическому развитию европейским сверстникам. Проверив способность тысяч детей из США, Австрии, Италии и Швейцарии выполнять шестиступенчатый комплекс упражнений на силу и гибкость, называемый тестом Крауса — Вебер, дядя Ханс получил мрачную статистику: 58% американских детей не могли выполнить как минимум одно из шести упражнений, тогда как среди европейских детей таких оказалось лишь 9%.

Ханс написал об этом президенту Эйзенхауэру, который организовал Президентский совет по спорту, оздоровлению и питанию. В конце 1950‑х и в 1960‑х годах в государственных школах стали стремительно появляться спортивные программы. Взгляды Ханса на важность физической культуры для молодежи резонирует с моим мнением по поводу музыкального образования. Ни спорт, ни музыка не должны предназначаться только тем детям, которые преуспевают в этой деятельности. Каждый ребенок многое приобретает от хорошей физической формы. Физическое здоровье, как и музыка, должны быть обязательной частью воспитания каждого ребенка.

Интересно, что позиция Ханса в отношении физического здоровья молодежи воспринималась в то время как что‑то необычное.Теперь мы знаем, что спортивные тренировки — это чуть ли не самое лучшее, что можно сделать для своего тела. Они улучшают работу сердечно-сосудистой системы, повышают когнитивные навыки и укрепляют физическое и неврологическое здоровье.

Но что общего между альпинизмом, физическим воспитанием и звуковым разумом?