В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Доказательство по телу. Живые истории судмедэксперта о работе с потерпевшими и подозреваемыми». В ней собраны истории судмедэксперта с многолетним стажем Алексея Решетуна о работе с потерпевшими и пострадавшими.
С любезного разрешения издательства приводим одну из них.
Освидетельствование по факту изнасилования — еще один повод для производства судебно- медицинской экспертизы. Сразу надо сказать, что судебно-медицинский эксперт не устанавливает факта изнасилования.
«Изнасилование» — это юридический, а не медицинский термин, и врач не имеет права выражаться в таких категориях.
Ст. 131 Уголовного кодекса РФ определяет изнасилование как «половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей». Казалось бы, все ясно, но законодатели сломали немало копий, конкретизируя термины, казалось бы понятные всем. Что считать половым сношением? Что такое «угроза» и «беспомощное состояние»? Все эти термины подробно разъяснены, буквально разжеваны в комментариях к Уголовному кодексу. И это справедливо, поскольку непонимания тут не должно быть никакого. Не секрет, что в некоторых случаях женщина может оговорить мужчину, с которым у нее был половой контакт по обоюдному согласию, обвинить его в изнасиловании, руководствуясь обидой, местью или другими причинами. Про такие ложные обвинения и осуждения на реальные сроки нередко упоминается в прессе. Отношение к людям, осужденным по ст. 131 УК РФ, в местах лишения свободны известное, и такое несправедливое обвинение ломает жизнь мужчины на многие годы, если не навсегда.