Слева направо: жена Ратко Младича, Босилька, сам Младич и его дочь Ана

Слева направо: жена Ратко Младича, Босилька, сам Младич и его дочь Ана

vk.com/Балканский экспресс

«Мы преподносим этот город как подарок сербскому народу, — сказал, выступая перед камерами в городе Сребреница невысокий коренастый мужчина с квадратным подбородком в начале июля 1995 года. — Наконец, после восстания против янычар [национально-освободительное движение сербского народа против османского господства в начале XIX века] пришло время отомстить туркам в этом регионе».

Мужчину звали Ратко Младич. С 1992 года он командовал войсками Республики Сербской и единолично руководил боевыми действиями против боснийских мусульман. Последних Младич, которому в 1995-м исполнилось 53, без исключения считал кровными врагами своего народа.

В «освобожденную» Сребреницу, которая последние два года находилась под практически непрерывными обстрелами со стороны Республики Сербской, Младич вошел в окружении солдат и под объективами операторов из Белграда. Для него взятие города стало моментом величайшего триумфа. Для исповедующих ислам босняков, составлявших подавляющее большинство населения Сребреницы, падение окруженного сербскими войсками анклава означало в лучшем случае принудительное переселение в ужасных условиях, а в худшем — месть со стороны человека, которому журналисты за совершенные им преступления дадут прозвище «Боснийский мясник».

Ратко Младич во время переговоров при посредничестве ООН в аэропорту Сараева, 1993 год

Evstafiev, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org