Рубен Варданян после задержания спецслужбами Азербайджана / dsx.gov.az
Смахивать пыль с книг о российском бизнесе — идея не из лучших: слишком уж многое меняется в стране, и с каждым разом эти перемены все радикальнее. Тем не менее, мы решили сделать исключение и перечитать «Мечту о "Тройке". Как самый необычный инвестбанк России стал национальным чемпионом» Василия Мартова и Дмитрия Лисицина (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в 2016 году). Повод очевиден: свежие новости о главном герое повествования — Рубене Варданяне, экс-руководителе «Тройки Диалог» большую часть времени существования компании, вплоть до ее поглощения Сбербанком в начале 2010-х.
Возглавляя «Тройку» в лучшие ее годы, Варданян, несомненно, был на своем месте. Горькая ирония в том, что человек, так часто говоривший о значении безупречной деловой репутации, позже испытал на себе последствия репутационного кризиса, оказавшись в центре громкого коррупционного скандала. Международное журналистское расследование о роли бизнесмена в схеме отмывания средств в интересах представителей путинской элиты выдалось таким резонансным отчасти потому, что высказанные в нем подозрения стали откровением (откровением, заметим, небесспорным) для многих людей, знавших героя с совершенно другой стороны.
На какое-то время Варданян с головой ушел в свои образовательные и благотворительные проекты и в целом выпал из повестки. Как выяснилось, ненадолго. В связи с войной в Украине бизнесмен осенью прошло года отказался от российского гражданства и уехал в Армению, где по предложению президента Нагорного Карабаха Араика Арутюняна возглавил администрацию непризнанной республики. Впрочем, и здесь Рубену, прежде не имевшему политического опыта, изменила удача. В феврале Варданян был отправлен в отставку с должности госминистра, а в результате событий минувшего сентября, когда Азербайджан установил контроль над спорной территорией, оказался в плену. Подробности до сих пор не известны (если не считать официальных обвинений Баку в адрес экс-премьера, включающих финансирование терроризма, участие в создании и деятельности вооруженных формирований и даже незаконное пересечение государственной границы).
Президент Путин, у которого на «Валдае» поинтересовались судьбой известного бизнесмена и филантропа, отмахнулся от вопроса (а заодно и намека на гипотетическую помощь): «Он отказался от нашего гражданства, насколько я знаю <…> а что касается бывших руководителей [Нагорного Карабаха], я не знаю, не хочу вдаваться в детали, но я так понимаю, что их особенно и в Ереване не хотят видеть».
Все мы в той или иной степени являемся бенефециарами или заложникам собственных решений — это уж как повезет. И хотя карьера Варданяна слишком богата на события, чтобы сводить ее к одной единственной ставке, не приходится сомневаться в том, что жизнь героя книги сложилась бы иначе, прими он 16 лет назад другое решение. Речь об ответе на предложение одного из глобальных финансовых лидеров купить «Тройку» — а в ней Рубен был не только генеральным партнером, но и основным владельцем — по чрезвычайно привлекательной цене.
Книга, рассказывающая эту историю, едва ли может претендовать на независимое освещение. Это, как принято говорить в издательских кругах, глубоко «авторизованная биография» компании. В то же время широкий спектр представленных в ней мнений, порой противоречивых и отсылающих к личным и деловым конфликтам, до какой-то степени позволяет читателю заглянуть за кулисы. Почему Варданян отказался заключать сделку, которую многие партнеры банка считали сказочной, буквально сном наяву? Как так вышло?