Гитлер пляшет, тупо хихикает, спотыкается и растягивается на полу. Ухлестывает за дамами – но безуспешно. Уж больно убог. Над таким фюрером хохотал несколько весенних и два летних месяца весь Берлин. Фюрер этот – из спектакля «Весна для Гитлера» театра Admiralspalast. Конечно, «Весну для Гитлера» новинкой назвать трудно, и многим давно полюбился одноименный фильм Мэла Брукса. Речь о другом. Интересно, сколько еще должно пройти десятилетий, прежде чем на нашей сцене появится вот такой смешной и нелепый Сталин? Или, на худой конец, Берия? И чтобы по залу расползался не священный ужас, а, наоборот – раздавался здоровый смех? АRT-ОБСТРЕЛ Смех над тираном означает, что диктатору уже никогда не вернуться, – ни чучелом, ни тушкой, ни символом, ни знаменем. Можно сколько угодно проклинать Гитлера, проводить пламенные дискуссии о Третьем Рейхе, выпускать книги о преступлениях нацизма (что долго и упорно делали немцы). Но когда диктатор вызывает смех – это означает его полное и окончательное развенчание. Немецкий театр, который проявляет социальную активность, нашему театру и не снившуюся, действует в этом направлении давно. Спектакли, осуждающие преступления Третьего Рейха, идут даже в детских театрах (например, в Грипстеатре – «Теперь тебя зовут Сара»). Вершиной этого полномасштабного art-обстрела стала пьеса венгерского еврея Джорджа Табори «Mein Kampf». Гитлер оказался лишен инфернального сияния, которое ему придает масштаб злодеяний. Он предстал как маленький человек, который именно благодаря своей посредственности достиг немыслимых вершин власти. Страдающий запором, неудачливый художник и неуспешный любовник, он не имел ни единого шанса вызвать даже тень священного трепета у зрителей. Только изумление. И смех. Джордж Табори задумался о печальной судьбе «самой первой жертвы Гитлера – самом Гитлере». И этот весьма гуманный посыл драматурга оказался, возможно, самым сокрушительным ударом, который нанесло театральное искусство фюреру. ДАЕШЬ «ВЕСНУ ДЛЯ СТАЛИНА!» В нашем театре за последнее время была только одна попытка показать Сталина смешным – это спектакль театра «Практика» «Девушка и революционер», о котором я писал в этом блоге. Попытка успехом не увенчалась. Хотя Иосиф Виссарионович бродил по сцене полуобнаженный, нередко высказывался, как глупец, но дьявольской своей сути и почти потусторонней загадочности – не терял. Я мечтаю посмотреть отвязную комедию про отца времен и народов. Уверен, что ее будут оплевывать со всех сторон, – одни за то, что юмор нивелировал ужасы тирании, другие – за покушение на святое. Третьи – за историческое несоответствие… Но это будет освобождение. Начало игры с тем, кто больше не страшен. Это будет означать, что пропал священный трепет перед тем, кто был когда-то у власти. Надо нашему театру поторопить приход «Весны для Сталина»...