Встреча Боса и Адольфа Гитлера

Встреча Боса и Адольфа Гитлера

Wikipedia

Многолетняя борьба, которая состояла из переговоров и погромов, вспышек насилия и канцелярского обмена любезностями, репрессий и диверсий, попыток контролировать официальные СМИ и подпольно распространять революционную прессу, завершилась в августе 1947 года. Британская империя наконец согласилась предоставить независимость одной из своих самых старых и самых ценных колоний.

Движение за независимость к тому моменту существовало в Индии уже много десятилетий. В начале 1940-х один из лидеров Индийского национального конгресса Махатма Ганди запустил кампанию ненасильственного сопротивления с призывами к метрополии — «Оставьте Индию» — и к соотечественникам — «Сделай или умри».

Ганди рассчитывал, что отделения удастся добиться без кровопролития, и регулярно напоминал вице-королю Индии маркизу Линлитгоу, что его партия предпочитает мирные переговоры вооруженному восстанию. Надеждам мыслителя и политика не суждено было сбыться: после запуска движения Quit India в августе 1942 года его и других руководителей Индийского национального конгресса задержали и обвинили в подготовке диверсий по решению британской администрации. Необоснованный арест людей, которые, наоборот, выступали за мирное разрешение конфликта, спровоцировал массовые беспорядки. Столкновения между сторонниками независимости и полицейскими продолжались два месяца. Более 100 000 человек арестовали, а еще около 1000 погибло в потасовках. Протестующие поджигали полицейские участки, военные громили целые деревни, избивали мужчин и насиловали женщин.

Вспышки недовольства продолжались до мая 1944 года, когда Ганди освободили по состоянию здоровья. Его соратники и вовсе оставались в тюрьмах до лета 1945-го. Только тогда — после победы Союзников во Второй мировой войне, перехода власти в Лондоне от правительства Черчилля к лейбористам и призыва Ганди к соотечественникам снова отказаться от насилия — возобновились сложные, тягучие и постоянно срывающиеся переговоры между метрополией и Индийским национальным конгрессом. Когда они наконец увенчались успехом — пусть и относительным, потому что разделение колонии на два государства привело к массовому переселению мусульман и индусов и подняло волну религиозного насилия — первый премьер Индии Джавахарлал Неру обратился к сторонникам со стен форта Лал-Кила в Дели. Эта крепость, построенная еще в эпоху Великих Моголов, напоминала о временах свободы и символизировала о том, что после вековой борьбы и многочисленных страданий индийцам все-таки удалось добиться независимости.

Рассуждая о революционной борьбе, ее тяготах и результатах, Неру сразу оговорился, что невозможно было бы упомянуть всех, кто страдал и приносил жертвы ради победы. Однако два имени он все-таки назвал. Первое — Ганди, который, по словам Неру, выступил «превосходным лидером».

«Иногда мы оступались и спотыкались, но в конце концов добились цели, — добавил только что вступивший в должность премьер. — Если за это и стоит благодарить кого-то конкретного, то этот человек — Ганди».

Вторым, чье имя упомянул Неру, стал другой участник Индийского национального конгресса, который разделял взгляды самого Неру и Ганди насчет того, что их народ должен освободиться от британского гнета, но часто не соглашался с ними в том, какими способами следует добиваться этой свободы. Его звали Субхас Чандра Бос.