Танк ЧВК «Вагнер» застрял в воротах цирка, около здания ЮВО. Ростов-на-Дону, 24 июня 2023

Танк ЧВК «Вагнер» застрял в воротах цирка, около здания ЮВО. Ростов-на-Дону, 24 июня 2023

Фото: Анатолий Карбинов / news.ru via globallookpress.com

Это конспект доклада об экономической политике Владимира Путина, который Сергей Гуриев, профессор экономики и провост Science Po (Парижской школы политических наук), прочитал на конференции «Страна и мир: российские реалии-2023», организованной медиа-проектом «Страна и мир». Это четвертый доклад из этого цикла: здесь можно прочитать конспект доклада Екатерины Шульман о российских элитах, здесь — доклада Аркадия Островского о российской идеологии, а здесь — доклада Александра Баунова о стратегиях войны и мира.

Как траектория развития российской экономики до 2022 года повлияла на ее адаптацию к войне и перспективы последующего роста? С точки зрения повышения уровня жизни путинская экономическая политика не привела страну ни к развитию, ни к успеху. Путиномика — это сознательное подавление открытости и конкуренции, это crony capitalism, капитализм для своих, где экономику контролируют большие компании, контролируемые либо государством, либо друзьями Путина. Такая экономика в долгосрочной перспективе не может расти быстро просто потому, что в нее не приходят ни технологии, ни инвестиции (в отличие, например, от условной Южной Кореи последних 30 лет).

Поэтому не стоит удивляться, что в последние 10 лет российская экономика перестала расти. С другой стороны, Путин хорошо усвоил уроки 1998 года, и с макроэкономической точки зрения российская экономическая политика в XXI веке была грамотной и ответственной. Россия перешла к инфляционному таргетированию, выплатила почти весь государственный долг, накопила существенные резервы. Бюджетная политика была консервативной и старалась балансировать доходы и расходы, в том числе и с учетом возможных колебаний мировых нефтяных цен.

После 2014 года Путин усвоил еще один урок: нужно следить и за внешним долгом компаний. Паника на рынке в декабре 2014 года была связана с тем, что «Роснефти» надо было выплатить большую сумму своим кредиторам. Компания купила $11 млрд через специальную непрозрачную схему, что привело к панике на валютном рынке. С тех пор Центральный банк отслеживает внешние заимствования и крупных компаний. Поэтому к 2022 году российская экономика подошла и без проблемы внешнего корпоративного долга.

Сергей Гуриев

Фото: youtube.com

Итак, путиномика не может добиться быстрого экономического роста, но путинская макроэкономическая политика ответственна и консервативна, что и обеспечивает макроэкономическую устойчивость.

Путинская экономика во время полномасштабного вторжения

Почему путинская экономика может устоять против жестких санкций?