Голубь мира в версии Banksy

Голубь мира в версии Banksy

Это конспект доклада «Стратегии войны и мира», прочитанного старшим научным сотрудником Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Александром Бауновым на конференции «Страна и мир: российские реалии-2023», организованной медиа-проектом «Страна и мир». Это третий доклад из этого цикла: здесь можно прочитать конспект доклада Екатерины Шульман о российских элитах, а здесь — доклада Аркадия Островского о российской идеологии.

Пять лет назад я опубликовал в The New York Times статью с громким названием «What drives the Russian state» — «Что движет российской властью». В ней я оспаривал два популярных на тот момент тезиса: 1) российская власть и государство движимы в первую очередь деньгами; российская элита, политическая верхушка заинтересованы получать деньги в России и тратить их за границей; 2) российской властью руководит в основном идея собственной популярности: все, что делает Путин, он делает ради рейтинга.

Оба эти тезиса в последние годы опровергнуты. Стремление к популярности остается важным источником политических решений в России, но российское руководство уже не раз доказало, что способно на непопулярные действия, если, с его точки зрения, они укрепляют безопасность России, ее глобальную роль или помогают восстановить историческую справедливость. Пример таких непопулярных действий — пенсионная реформа 2017 года, когда российское руководство решило, что низкий пенсионный возраст в условиях плохой демографии буквально угрожает государственной безопасности. Хотя эта мера была очень непопулярной.

Александр Баунов

Церемония вручении премии «Просветитель», 2023 год

В том тексте (после Крыма, но задолго до февраля 2022 года), я сформулировал простую мысль, которая тогда совершенно не казалось очевидной. Российская власть движима глобальными амбициями — идеей, что государство размером с Россию и с российской историей должно распространять свое влияние, свою силу за пределы собственных границ экономическим, военным и политическим способами. А если ей не дают этого делать, если ей мешают проецировать свое влияние за пределы собственных границ — значит, этот мир устроен несправедливо.