Archives Nationale (France)
13 июля 1930 года, в первый день первого в истории чемпионата мира по футболу, в столице Уругвая Монтевидео стояла холодная погода. Шел сильный снег. 25-летний уроженец Алжира Александр Виллаплан вывел сборную Франции на матч группового этапа против Мексики с капитанской повязкой и установил историческое достижение. Еще никогда капитанами французов не становились выходцы из африканских колоний. Корреспонденты того времени описывали Виллаплана как неуступчивого полузащитника, который мог и вовремя подкатиться под оппонента, и разглядеть неочевидную передачу на партнера.
Франция обыграла Мексику со счетом 4:1. Виллаплан не забил, но в парижских газетах главным героем победы и важнейшим игроком сборной объявили именно его. Сам капитан назвал тот день лучшим в жизни.
«Авторами голов стали Льюсьен Лоран, Марсель Ланжийе и Андре Машино, который сделал дубль, — говорилось в репортаже издания Le Miroir des sports. — Однако Франция обязана победой бесстрашному капитану, Александру Виллаплану из клуба "Расинг". Своими скоростными забегами, точными передачами и жесткими отборами он помог Les Bleus добиться превосходства с самого начала игры».
Франция с минимальным счетом проиграла два следующих матча в группе Аргентине и Чили и не вышла из группы, но на родине игроков все равно приветствовали как героев. В эпоху когда даже известные спортсмены в основном совмещали выступления с «обычной» работой — например, нападающий Люсьен Лоран в свободное от тренировок время трудился на заводе Peugeot — чемпионат мира стал первым предзнаменованием того, насколько значимой частью культурной и национальной идентичности многих стран станет футбол. Одной из этих стран оказалась Франция. А Александр Виллаплан располагался в самом эпицентре процесса по превращению игры с мячом из любительского развлечения в страсть, профессию и событие глобального масштаба.
Над наследием полузащитника алжирского происхождения для футбола во Франции продолжают рефлексировать даже спустя много десятилетий. И хотя за карьеру Виллаплан не выиграл ни одного трофея, болельщики и историки спорта все равно считают его культовой личностью.