
Президент России Владимир Путин на Исторической сцене Большого театра перед новогодним спектаклем "Щелкунчик"
Алексей Дружинин/ ZUMApress/ Global Look Press
В России — новые правила по созданию пропаганды. 16 января журнал «ТеатрЪ» сообщил, что Министерство культуры разослало письма в федеральные театры для изменения госзадания. Теперь государство требует от них постановки спектаклей, «направленных на традиционные российские духовно-нравственные ценности».
Стоит разобраться сначала, как именно министерство культуры хочет изменить госзадание для театров. Во-первых, речь пока идет только о коллективах федерального подчинения. Они, в отличие от городских театров, отчитываются напрямую Минкульту. Всего таких в России 21. Среди них МХТ, БДТ, Большой театр, Александринский, Малый и Вахтанговский. То есть наиболее крупные. Хотя не надо забывать, что всего в России более 600 театров.
Во-вторых, министерство культуры меняет показатели госзадания. Поскольку по Конституции, даже исправленной, у государства не может быть идеологии и права на цензуру, в России сложилась система, в которой власть не диктует культуре, как ей жить, но поддерживает ее в большинстве начинаний. А для того, чтобы оценивать их эффективность как раз и существует госзадание. Правда, с началом войны все начало быстро меняться. До недавнего письма министерства культуры театры отчитывались о посещаемости. То есть показателем успеха было количество зрителей.
Отныне ключевым индикатором качественной работы станет выпуск спектаклей, которые согласуются с государственной идеологией.
«авторка произведения», ага
Может быть, кто-то уже забыл, как в 2017 году свободолюбивые режиссеры, в не менее свободных российских театрах, наперегонки бросились ставить к столетнему юбилею, вроде бы, канувшей в Лету советской власти, шедевры советской драматургии, типа "Оптимистической трагедии" или опусов о Павке Корчагине и прочая, и прочая и прочая...
А ещё не было изменения Конституции, и никаких ещё не было идеологических техзаданий - сами побежали - "кто первый прибежит".
К государственной кормушке.
К грантам, премиям, к званиям заслуженный-народный...
В знакомое и привычное советское стойло...
Так что нынешние чиновники от культуры, просто констатировали готовность служителей Мельпомены кормиться из рук государства и жить, как и раньше жили...
Был, правда (теперь его уже мало кто знает и помнит), в стране советов, такой режиссер, которого звали Анатолий Эфрос. Был он в тот момент, главным режиссером Московского театра им. Ленинского Комсомола. И в канун 1967 года, года Пятидесятилетия Великой Октябрьской Социалистической Революции, на репертуарном совете в министерстве советской культуры, его спросили, а что уважаемый Анатолий Васильевич будет ставить к Юбилею Советской Власти.
И уважаемый Анатолий Васильевич ответил, что Чехова он собирается ставить к юбилею советской власти.
"Три сестры" Антона Павловича Чехова.
И превратился тут же Анатолий Эфрос из Главного режиссера московского театра в "свободного художника".
Тогда, за такие заявления уже не сажали и не расстреливали, но с работы увольняли, а из страны ещё не выпускали...
А "Три сестры", он всё равно поставил.
В том самом, юбилейном 1967 году.
В затрапезном на тот момент, областном московском театре "На Малой Бронной".
В качестве приглашенного очередного режиссера.
И с тех пор у дверей этого, прежде незаметного театрика, выстроились зрительские очереди...
Правда, такая жизнь стоила ему трёх инфарктов и смерти от последнего, в возрасте
62 лет..