Илья Шуманов

Илья Шуманов

Facebook (социальная сеть, запрещённая на территории РФ) Ильи Шуманова

Мы с тобой начали этот разговор в пятницу, 16 февраля, и договорились продолжить, если вдруг появятся какие-то новости по теме разговора. Попрощались, а через полчаса вышла новость ФСИН о гибели Алексея Навального. С тех пор трудно думать о чем-то еще… И я, конечно, не могу не спросить, как тебе видится произошедшее через антикоррупционную оптику.

— Если раньше я говорил, что Россия стоит на краю обрыва, то после смерти Алексея Навального, можно сказать, что мы с него сорвались. Убит не просто яркий оппозиционный политик, но и самый известный борец с коррупцией в России. Даже находясь в тюрьме, Навальный был символом борьбы с коррупцией. Я бы сказал, что его смерть повлияет на готовность россиян сопротивляться коррупции, даже на низовом уровне возможность бороться по прежнему остается, но с каждым месяцем желающих об этом писать и говорить все меньше. После смерти Алексея таких людей станет еще меньше. Коррупции будет больше, — тем самым мы множим страдания самых незащищенных групп населения.

В ежегодном индексе восприятия коррупции Transparency International, который вышел в начале февраля, довольно много говорится о восприятии коррупции в Украине в связи с войной — и почему-то мало про Россию с аналогичной точки зрения. Хотя, казалось бы, уж в России-то за эти два года именно из-за войны сформировалась целая отрасль по обходу санкций, и коррупция должна была просто качественно возрасти..

— Тут надо сразу оговориться, что я не являюсь экспертом по коррупции в Украине, а занимаюсь проблемами коррупции в России. Но сейчас эти измерения очень сильно наложились друг на друга, и мы можем немного затронуть эту тему. Важно, что Украина в индексе восприятии коррупции за 2023 год на три балла улучшила свои показатели по сравнению с 2022 годом. На фоне войны это почти незаметно, но этому способствовал целый ряд предшествующих реформ — создание антикоррупционного суда, специального агентства по борьбе с коррупцией, прозрачной системы государственных закупок. То есть, налицо планомерное движение в сторону прозрачности системы государственного управления и принятия решений, создание институтов и обеспечения возможности их функционирования независимо от влияния других органов власти.

И несмотря на войну, несмотря на то, что мы видим коррупционные всплески в Украине, очевидно, на фоне России она выглядит менее коррумпированной.

К этому обязательно надо добавить, что когда говорят про коррупцию, смотрят еще и на лидеров страны. И в этом смысле Зеленский и высшее руководство Украины в коррупционных историях замешаны были гораздо меньше, банально но про них выходило меньше расследований, чем про российских бюрократов Соответственно, украинские власти воспринимаются как более честные.

— А что же в России?