Похороны наемника ЧВК «Вагнера» Дмитрия Меньшикова на Белоостровском кладбище Петербурга

Похороны наемника ЧВК «Вагнера» Дмитрия Меньшикова на Белоостровском кладбище Петербурга

t.me/sotaproject

В апреле 2024 года в издательстве «Медуза» вышла книга Ильи Барабанова и Дениса Короткова «Наш бизнес — смерть», посвящённая истории ЧВК «Вагнер». Илья Барабанов рассказал Republic об истории создании книги, метаморфозах и «подвигах» группировки, а также том, почему уже ликвидированный «Вагнер» и его покойный владелец надолго останутся в российской реальности.

«В группировке вспоминать этого не любили, но её история началась с отстрела борцов за "русский мир"»

— Илья, скажите, когда в вашей жизни впервые появилась ЧВК «Вагнер»? Как и при каких обстоятельствах вы впервые узнали об этой структуре, чьё существование годами отрицала российская власть?

— О «Вагнере» я впервые услышал в 2015 году, когда работал специальным корреспондентом газеты «Коммерсантъ» во время первой войны на востоке Украины. Тогда были заключены Минские соглашения, ситуация в самопровозглашённых «ЛДНР» стала стабилизироваться. Кремль начал выстраивать там что-то наподобие вертикали власти.

Илья Барабанов

Фото: facebook.com / Илья Барабанов

Думаю, сейчас уже не так много людей вспомнят персоны Алексея Мозгового, Павла Дрёмова или Александра Беднова. Все они были полевыми командирами «ЛНР», ставшими на какой-то момент слишком самостоятельными. В 2015 году их отстреливали или взрывали одного за другим. И пошли слухи, что за этими убийствами стоит некий «Вагнер». Тогда эта тема впервые и появилась в медиапространстве.

Кто об этом рассказывал? Да те же, кто и воевал на стороне самопровозглашённых «республик».

Изначально в 2014 году «Вагнер» был одним из многих добровольческих отрядов в «ЛНР». Счёт таким формированиям шёл на десятки, они действовали и со стороны сепаратистов, и со стороны Украины. В общем, ничем не примечательный отряд, были и куда заметнее: «Спарта», «Восток» или какие-нибудь «Пятнашка» с «Сомали». Да, «вагнеровцы» поучаствовали во взятии Луганского аэропорта, но особо важной роли в тех событиях не сыграли. А вот в 2015 году они начали заниматься совсем другими вещами [убийствами непокорных полевых командиров].

— А почему для такой работы из всех прочих отрядов выбрали именно их?

— Хороший вопрос. Тут надо держать в уме расхожую теорию, что две самопровозглашённые «республики» курировали разные силовые структуры [РФ]. «ДНР» занимались эфэсбэшники, «ЛНР» — сотрудники ГРУ. Подтверждает это тот факт, что дальнейшую деятельность «Вагнера» в Сирии и африканских странах, конечно, курировали по линии ГРУ. Вероятно, из-за изначальных связей с этой структурой «вагнеровцев» и привлекли к зачистке в «ЛНР».

Экземпляры книги в книжном магазине в Риге

Фото: facebook.com / Илья Барабанов

В Донецке [в 2015 году] предпочитали действовать более мягко. Выдавливали непокорных командиров в Россию, кого-то, как Игоря Безлера, в Крым вывозили. А в Луганске решили не морочиться и просто отстреливали всех, кто не хотел встраиваться в вертикаль, которую выстраивал тогдашний глава «республики» Игорь Плотницкий.

Приобрести книгу «Наш бизнес — смерть» можно по ссылке. Издание выпущено при участии фонда StraightForward Foundation, который содействует созданию неподцензурного нон-фикшен о России.

На тот момент там царила анархия, разные полевые командиры контролировали порой целые города. У Мозгового, например, был Алчевск, у Дрёмова — Стаханов (в 2016 году фактически не контролирующие город украинские власти вернули ему историческое название Кадиевка. Republic). Понятно, что все они грабили подчинённые территории, облагали бизнесменов данью и с каким-то Плотницким делиться ничем не хотели. Вот и «пришлось» их зачистить.

Потом «вагнеровцы», конечно, старались не вспоминать эти страницы своей истории. Но факт есть факт: первую известность они приобрели как те, кто отстреливал чересчур ретивых борцов за так называемый «русский мир».