Павел Лузин

Павел Лузин

Фото предоставлено Павлом Лузиным

Саммит НАТО, посвященный 75-летию Альянса, пройдет 9–11 июля в Вашингтоне. Основне темы в этом году — поддержка Украины, укрепление общей обороны, интеграция Финляндии и Швеции, противостояние Китаю.«Это будет самый грандиозный саммит с конца Холодной войны. Он продемонстрирует адаптацию НАТО к новым вызовам и новым угрозам», отметил госсекретарь США Энтони Блинкен. Поговорили об этих вызовах и угрозах с кандидатом политических наук, экспертом по российской внешней и оборонной политике, научным сотрудником Школы Флетчера Университета Тафтса (США) Павлом Лузиным.

— В начале июля пройдет юбилейный саммит НАТО. Недавно генсек Альянса Йенс Столтенберг заявил, что там Украине пообещают обязательно принять ее в Альянс. «Я уверен, что мы будем иметь формулировку о том, что Украина станет членом Альянса. Точные формулировки, о чем именно мы договоримся, сейчас обсуждаются между членами НАТО, но я уверен, что к саммиту мы будем иметь хорошую договоренность о решении», сказал он. Как вы думаете, лед тронулся?

— Этот вопрос важен символически, но он не жизненно важен объективно. Ни Израиль, ни Австралия, ни Япония, например, членами НАТО не являются. Это не мешает им быть союзниками США, других членов НАТО и Альянса в целом. Украина уже сейчас военный союзник НАТО, и когда-то станет членом Альянса, но формальное вступление туда вообще не является первоочередной задачей для нее сегодня.

— Что еще вы ждете от этого саммита, кроме вопроса о членстве Украины и помощи ей?

— От саммита я жду итоговых документов, как и от любых других подобных мероприятий. Без документов обсуждать это нет никакого смысла.

— Новым генсеком НАТО стал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Нынешний генсек НАТО Йенс Столтенберг покинет должность 1 октября. Как это может отразиться на дальнейшей политике Альянса?

— Я бы не пытался натягивать сову на глобус. Есть обычный процесс ротации генеральных секретарей Альянса и все — никакого дополнительного значения тут выдумывать не надо.

«От ядерного оружия хуже всего будет самой России»

— Как все знают, недавно Путин слетал в Северную Корею. Столтенберг так отреагировал на это: «Особые опасения у нас вызывает, что Россия может теперь способствовать развитию ядерной и ракетной программ КНДР». По вашей оценке, Путин в ходе этого визита действительно сделал такой шаг, который сильно усложняет политику НАТО?